Репетиторы, клиенты и Интернет. Краткий путеводитель по клиентским страхам. Часть вторая.

Репетиторы, клиенты и Интернет. Краткий путеводитель по клиентским страхам. Часть вторая.

Анатолий Жислин

“РЕПЕТИТОР. РУ”

Продолжаем тему: какие риски ожидают (действительные и мнимые) ожидают клиента при поиске репетитора через Интернет.

В первой части этой статьи мы старались убедить всех в том, что если клиент приглашает к себе домой репетитора и при этом пользуется услугами добросовестного интернет-сервиса, то нет серьезных оснований беспокоиться о безопасности: сама логика работы таких сервисов подбора репетиторов практически исключает «сотрудничество» с грабителями или убийцами в образе репетитора. Однако, будем честны перед клиентами: есть и другие риски, не связанные с попытками ограбления и прочей экстремальной уголовщиной. Эти риски не вызовут холодного озноба и других симптомов ужаса, никакой «Опергруппы, на выезд!» здесь не будет, все прозаичнее: репетитор может оказаться мошенником, который фальсифицирует сведения о себе и не обладает должной квалификацией.

Разумеется, от действий таких «репетиторов» (давайте договоримся, что кавычки будут значимыми) никто не умрет, не прольется кровь, но их «деятельность» может принести серьезный вред. Представьте, вы доверили подготовку к важному экзамену (например, к ЕГЭ) такому «специалисту». Результат – потеря денег и, главное, – времени, а это невосполнимый ресурс.

Мошенники от образования были всегда ☹.

Поделюсь давним воспоминанием из времен, когда я сам был выпускником школы. В год, когда мне предстояли вступительные экзамены в институт, прогремела история разоблачения авантюриста, который выдавал себя за эффективного репетитора, готовившего в весьма достойный вуз. Этот «специалист» брался за подготовку, но в действительности не утруждал учеников занятиями, лишь «обозначал» преподавание, зато гарантировал родителям, что в случае непоступления он вернет полностью деньги. Предпочитал брать только сильных школьников. С клиентурой у «репетитора» было все отлично, хотя цены были высоки. Некоторые клиенты предполагали, что часть потраченных средств «репетитор» передаст «кому надо», и считали, что это повышает шансы на успех.

Так вот, следствие установило, что этот «репетитор» не делал абсолютно ничего (именно так: ничего!), а просто ждал естественных результатов вступительных экзаменов. Кто-то из его подопечных успешно поступал, но не благодаря «занятиям»: он ведь неспроста предпочитал брать сильных школьников. Ну, а родителям менее удачливых учеников «репетитор» исправно возвращал все полученные деньги, разводя огорченно руками. «Гонораров» полученных от родителей успешных абитуриентов, ему хватало на красивую жизнь. Эх, не дожил немного Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей. Как бы он порадовался замечательным всходам, которые дали основы маркетинга, заложенные им на подходе к озеру Провал около Пятигорска («Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам - пять копеек! Не членам профсоюза - тридцать копеек! …»).

В наши интернетные времена у наследников великого комбинатора, возможностей больше. Правда, появление предложений от таких «репетиторов» на нашем сайте скорей редчайшее исключение, чем правило, но для этого нам приходится быть начеку.

За время нашей работы мы даже кое-чему научились, в нашей копилке кейсов есть немало случаев, когда нам удалось действительно не допустить проникновение «репетитора» на сайт, и я сейчас расскажу об этом. Хотя, признаюсь, в одной из описываемых ниже историй «репетиторам» (их было двое, действовали согласованно) все же удалось проникнуть к нам, но их успех был недолгим.

Итак, кейсы.

Кейс 1. Диплом недорого и быстро.

Есть у нас правило: если преподаватель в анкете утверждает, что имеет высшее образование, то он должен загрузить на всеобщее обозрение скан своего диплома.

Здесь нужна оговорка. У нас есть преподаватели, у которых раздел «Образование» пуст, но не потому, что они побоялись публиковать диплом: а просто потому, что у них этого диплома нет. Таких репетиторов у нас не так много, но среди них есть весьма успешные (заслуженно успешные!) преподаватели, которые получили уже множество единогласно отличных отзывов от клиентов. Мы дорожим сотрудничеством с ними и сознательно на ставим в качестве обязательного требования наличие формально подтвержденного профильного образования (как-нибудь это станет предметом отдельного разговора). А вот, что мы считаем недопустимым, так это обман клиента, попытку сфальсифицировать образование. Увы, такое встречается, причем чаще, чем хотелось бы.

В анкете, поступившей на проверку, преподаватель указала, что имеет высшее образование. Был загружен скан диплома, выглядевший просто «один в один» как типичный университетский диплом (качественная работа!), но при внимательном анализе становилось понятно, что это результат пользования некоторой, как бы выразиться поаккуратней, недорогой платной услугой: существует компания, которая в обмен на небольшое количество денег проводит «дистанционное обучение» (очень быстро и, главное, действительно недорого) и в результате выдает «диплом», но почему-то от имени другой компании. Не будем утомлять подробностями. Вполне достаточно показать, чем завершилась переписка нашего администратора с преподавателем:

Кейс 2. Репетитор – доктор наук, но… без высшего образования.

Поступила на проверку анкета, автор которой вместо университетского диплома загрузила диплом доктора наук. Мы порадовались, что к нам хочет присоединиться репетитор столь высокой научной квалификации, но, порядок есть порядок, мы все же попросили дополнительно дать сведения о высшем образовании (не могло же оно не предшествовать защите докторской диссертации) и загрузить скан диплома. В ответ – тишина и повторное направление анкеты на проверку (может быть, в расчете, что в общем потоке на этот раз «проскочит»).

Нам стало интересно, к тому же немного удивляло, что наш новый репетитор жила в замечательном городе Ялта в Крыму, а докторскую степень получила, судя по диплому, на Дальнем Востоке. Попытка ввести фамилию и имя нового репетитора в поисковик тут же выявила нечто скандальное: многочисленные жалобы на то, что она организовала какие-то курсы повышения квалификации (через Интернет, естественно), но даже после предварительной оплаты никого ничему не учила, а просто посылала какие-то свидетельства, да и то с задержками (именно задержки возмущали жалующихся).

Присмотрелись к докторскому диплому. Непосредственных признаков подделки на скане заметно не было, но были номер и дата решения ВАК (Высшая аттестационная комиссия – государственный орган, отвечающий за присуждение ученых степеней), на основании которого диплом выдан. На своем сайте ВАК публикует решения о присуждении докторских степеней. Вот, незадача! В день, указанный в дипломе, ВАК не издавал никаких решений. Не удалось обнаружить фамилию ученой дамы и в решениях за ближайшие дни. Плюс к тому, поисковые возможности Интернета не выявили ни одной (именно так: ни одной!) ее научной публикации, хотя содержание диссертации обязательно должно быть отражено в научных публикациях.

Разумеется, мы обратились к нашему несостоявшемуся репетитору с просьбой о разъяснениях. Ответом было молчание …

Кейс 3. «Репетитор» Фефелова Виктория Анатольевна превращается в «репетитора» Чиж Викторию Александровну и… обе они материализуются в «репетиторе» Таковой Екатерине Игоревне.

Сам этот кейс сложно-сочиненный, состоит их трех эпизодов, которые могли бы после небольшой доработки стать основой большого (на целое отделение) циркового номера с перевоплощениями персонажей. При исполнении несколько раз в самых страшных местах должна была бы звучать барабанная дробь (лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями читать дальнейший текст с осторожностью).

Весной теперь уже далекого 2018 года у нас зарегистрировалась в качестве репетитора Виктория Анатольевна Фефелова. Она предлагала занятия сразу по нескольким предметам: школьная математика, высшая математика, физика и английский язык. Не слишком часто встречается такое разнообразие талантов, впрочем все бывает. Про английский язык запомним (это чеховское ружье, которое висит на стене в первом акте пьесы, но выстрелит в последнем, почти под занавес).

Первоначально в объявлении было указано, что В.А.Фефелова закончила физфак Башкирского гос. университета по специальности физика земли и планет. Это немного удивляло, поскольку мы никогда не слыхали, что в Башкирском университете можно получить образование по такой редкой специальности (на сайте университета разъяснений не нашлось), но вопрос отпал, поскольку В.А.Фефелова не смогла представить скан университетского диплома. Наш администратор попросил ее удалить запись о высшем образовании, при этом ей было рекомендовано сделать анкету более информативной, чтобы клиенты понимали, откуда у репетитора без высшего образования нашлись основания для очень высоких ценовых запросов: 2000 рублей за 45 минут. Вот фрагмент из переписки на эту тему (обсуждается еще не опубликованная анкета по школьной математике):

В.А.Фефелова прислушалась, удалила запись о высшем образовании, сделала прекрасную анкету, наполнив ее убедительной информацией, но цену своих занятий оставила высокой: те же 2000 рублей за 45 минут.

Вот как выглядело начало анкеты:

А вот продолжение:

Успех в виде заказов последовал, были даже положительные отзывы клиентов (ах, не всегда можно доверять голосу народа, это мы поняли уже потом), но стали поступать и тревожные сигналы. Сначала клиентка в ответ на вопрос нашего администратора, занимающегося контролем качества, пожаловалась на то, что дистанционные занятия проводятся в виде аудио-звонка (по математике!), причем на фоне голоса репетитора слышен плач ребенка и скрип шагов по снегу. Разумеется, мы тут же запросили разъяснения В.А.Фефеловой и узнали, что это был единичный «несчастный» случай, который исключен в будущем. Однако, поступила жалоба еще одного клиента, на этот раз, на содержание занятий. Клиент жаловался, что занятия подменяются ссылкой на ролик на YouTube. Мы посмотрели этот ролик и поняли негатив клиента. Для нас это стало причиной прекратить отношения с преподавателем.

Через некоторое время у нас зарегистрировалась новый репетитор Виктория Александровна Чиж. Вот как выглядело начало ее анкеты

А вот продолжение

На этот раз, наши администраторы не «прокололись», несмотря на совсем другое фото, все-таки поняли, чти Чиж и Фефелова – один и тот же персонаж. Кстати, кроме другого фото в новой анкете еще и были другие цены: на этот раз уже не 2000 руб., а всего 500 руб. Подешевело…Эту анкету мы не допустили до публикации, и заблокировали учетную запись госпожи Чиж. Заодно, вернулись к более внимательному анализу ранее удаленной анкеты Фефеловой. Нашли много поучительного.

Так, она утверждала, что стала лауреатом всероссийского конкурса ЕГЭ-2018 Математика. Подтвердила это сканом диплома:

Этот авторитетный документ, выданный председателем жюри С.И.Сергомановой (запомните эту фамилию), удостоверяет замечательный успех нашей героини.

Кто же проводил этот конкурс и выдал диплом? Интернет знает все. Поискали сведения о проекте «Завуч», логотипом которого украшен диплом, и тут же попали на сайт этой почтенной организации. Вот здесь я должен еще раз напомнить о мерах предосторожности для лиц с сердечно-сосудистыми проблемами. Вас ждет потрясение. Если не боитесь, то смотрите:

Итак, звучит обещанная барабанная дробь… Вот он, неиссякаемый источник документов, подтверждающих высокую квалификацию любого желающего «педагога». Всего две минуты, дистанционно, недорого. Без регистрации. Просто торжество информационных технологий!

Захотелось узнать, кому же принадлежит лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2397 от 08.11.2019 (именно этот номер виден на скриншоте). Проверка заняла секунды: тому самому Институту РОПИКИП, про который на приведенном скриншоте сказано, что его дипломы и удостоверения признаются аттестационными комиссиями во всех регионах РФ, так как они соответствуют… и т.д.

Еще пара кликов… и вот мы уже знаем, что это за институт такой. Есть у него сайт, на котором указан адрес 655004, г. Абакан, Пушкина, д.213д и ИНН 1901141672. Последняя деталь позволила буквально за секунду получить сведения об этом институте на сайте Федеральной налоговой службы (да здравствует цифровизация!):

Правда, адрес здесь не совсем тот как на сайте. Оказывается, весь институт поместился в квартире жилого дома, но зато в том же Абакане, а что интересно, так это случайное совпадение фамилии ген. директора и единственного учредителя этого уважаемого института – Сергоманова Дмитрия Николаевича – и председателя жюри того конкурса, диплом которого, как мы теперь знаем, Фефелова получила за две минуты за недорого. Если забыли, посмотрите (выше по тексту, на скане): опять-таки, Сергоманова.

Обнаружив все это, мы решили вернуть фокус внимания на саму Фефелову. Дело в том, что она развила бурную рекламную деятельность в Интернете. Попробуйте ввести в поисковике «Фефелова Виктория Анатольевна репетитор». Вас ждут сильные впечатления. А если зайдете на ее страничку в контакте (легко найти в поисковике), то вам грозит просто шок от зависти: вы узнаете, что она знаменитейший репетитор, успех которого позволил ей перешагнуть рубеж дохода 250 тысяч рублей в месяц (и зачем ей при таких доходах буквально пролезать к нам на сайт подобно нехорошему насекомому, умеющему проникать через щели?).

Нас ждало еще одно открытие: мы узнали, что легендарный репетитор Фефелова входит в топ-10 репетиторов России по версии агентства… Репетитор.ру. Господи, да ведь это же мы! Надо ли разъяснять, что никогда, находясь в здравой памяти, мы не пытались создавать какой-то всероссийский рейтинг репетиторов!

Честно говоря, увидев все это, мы думали, что самое «сильное» уже позади, но все же решили, хоть и с некоторым трепетом, посмотреть те обучающие видео, про которые Фефелова очень интересно рассказывает на своих страницах. Поиск на YouTube был недолгим. Ох, лучше бы мы не видели этого! Вот скриншот, отображающий первый же найденный ролик – это видео-лекция, адресуемая тем, кто готовится к ЕГЭ по математике профильного (!) уровня.

Не будем придираться к названию «Как решать корни» и не будем анализировать стиль изложения (это ведь будут лишь оценочные суждения). Чтобы возмутиться, вполне достаточно того, что обведено красным (это наше выделение): супер-методист думает, что при перемножении радикалов с одним и тем же основанием, но с разными показателями результатом будет радикал с суммарным показателем. Таком образом, один из главных репетиторов России по математике не знает различий между действиями со степенями (в этом случае показатели степени действительно суммируются) и действиями с радикалами. Это же двойка на экзамене по алгебре! Какой тут профильный уровень ЕГЭ! Это произвело на нас впечатление сильней, чем, манипуляции с фиктивными документами и липовые сведения об успехах. «Репетитор» такой квалификации социально опасен. Самое ужасное, что анкеты Фефеловой (иногда под другой фамилией) широко разбросаны по различным репетиторским сайтам, хотя, нужно отдать должное нашим основным и наиболее уважаемым конкурентам, на их сайтах анкета хоть и показывается, но указано, что репетитор больше не принимает заказы (наверно, помогла обратная связь от клиентов).

Мы думали, что больше ничего не услышим о Фефеловой и будем лишь с ужасом вспоминать все изложенное выше, но…

Не так давно у нас зарегистрировалась репетитор Екатерина Игоревна Такова. Не торопитесь с догадками. Это не Фефелова, хотя кое-что в ее анкетах Фефелову нам напомнило. В первую очередь, это разносторонность. Она тоже предложила занятия по нескольким предметам: две математики (школьная и высшая) и английский язык. В анкете по английскому языку прослеживалось профильное образование, а вот в анкетах по математикам вместо этого говорилось о выдающихся олимпиадных успехах, высоком результате, полученном в свое время на ЕГЭ, и о том, что преподавание именно математики стало ее призванием, несмотря на отсутствие соответствующего образования.

Вот как выглядело начало анкеты Е.И.Таковой по математике

А вот ее продолжение:

Что же, такое многообразие талантов (математика, английский язык) вызывает уважение, а когда мы посмотрели упоминия про Екатерину Игоревну Такову в Интернете, то поняли, что это не все ее дарования. Она еще и была некоторое время зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя: ОГРНИП 311774611600878, основной вид деятельности розничная торговля пивом (52.25.12). Ничего предосудительного в этом нет, скорей наоборот, умение заниматься самыми разными делами вызывает хорошую зависть, а пиво, так мы его сами любим.

Екатерина Игоревна Такова получила от нас несколько учеников, и вдруг, одна из клиенток (мама ученицы) сообщила о проблеме. Целью занятий была подготовка ученицы по математике по программе международного бакалавриата. Существенно то, что это предполагает решение задач, условия которых сформулированы по-английски. Суть жалобы состояла в низком качестве дистанционных занятий. Особо подчеркивалось, что на самом старте оговаривалась специфика, связанная с задачами на английском языке. Плюс к тому, на выбор клиентом именно этого преподавателя повлияло то, что преподаватель преподает и математику, и английский, но когда дело дошло до решения задач, выяснилось, что преподаватель английским не владеет: ученица была вынуждена условия задач переводить на русский.

В ответ на вопросы матери ученицы, заданные в переписке по WhatsApp, преподаватель настолько обиделась, что заблокировала номер телефона клиента и прекратила общение (при этом не особенно огорчаясь из-за предварительно оплаченного, но не состоявшегося занятия).

Мы попросили клиентку прислать скриншоты всей переписки с репетитором в WhatsApp и тут… Снова барабанная дробь! Заказ был получен от нас Е.И.Таковой (это был выбор клиента), но переписку с клиентом продолжила… Догадались, кто? Правильно, она! Фефелова!

Помните, в начале этого кейса говорилось про чеховское ружье? Фефелова размещала у нас несколько анкет, в том числе и по английскому языку. Вот ружье и выстрелило: она не смогла справиться с переводом условий задач с английского на русский… Занавес совсем скоро.

У нас возникло непреодолимое желание поговорить с Таковой голосом.

Когда ее спросили, почему полученный ею заказ был передан для исполнения Фефеловой, ответ был простой: никакой Фефеловой она не знает, клиент мог обратиться к Фефеловой через наш сайт, а как при этом Фефелова могла преодолеть блокировку, предстоит выяснить нам самостоятельно.

В ответ на вопрос об источниках ее возможности преподавать математику, она без тени смущения повторила то, что мы уже читали в анкете: блистательные успехи на олимпиаде и высокий результат на ЕГЭ.

У администратора, беседовавшего с Екатериной Игоревной Таковой появилось огромное искушение, и он ему поддался: попросил собеседницу напомнить, чему равна сумма квадратов синуса и косинуса одного и того же аргумента. Ответ был многословным, в нем были слышны многочисленные междометия, но слово «единица» так и не прозвучало…

Разумеется, мы решили заблокировать учетную запись Екатерины Игоревны Таковой за явно недобросовестное использование возможностей, предоставляемых регистрацией на нашем сайте, но прежде, чем мы это сделали, выполнили еще одну проверку.

Взгляните еще раз на скриншот со второй частью анкеты Таковой по математике (выше по тексту). Там приведен стих, который якобы про нее сочинили благодарные ученики. Когда мы ввели полный текст этого поэтического произведения в строку поисковика, то, куда, вы думаете, мы попали? Правильно! На страницу Вконтакте Фефеловой.

Занавес.

Эпилог (или, если угодно, мораль)

Уважаемые коллеги-репетиторы (обратите внимание, слово репетиторы здесь употреблено без кавычек), все описанные ужасы должны быть приятны вам тем, что они совершенно не относятся к вам. Тем не менее, имеет смысл сделать из рассказанного практические выводы. Будьте внимательны и неленивы, готовя ваши анкеты. Подтверждайте отраженные там факты качественными сканами подлинных документов. Нам важно, чтобы сведения в ваших анкетах были проверяемы. Первый, кто должен об этом подумать – вы, авторы анкет. Чем качественнее составлена ваша анкета, тем выше будет степень благодарности наших администраторов, но главное – тем легче будет нам с вами отстроиться от персонажей, вроде героинь этой статьи. Не обижайтесь, если администратор просит вас добавить подробности, которые сделают вашу анкету более убедительной. Это не придирки, а стремление сделать анкету эффективной.

Уважаемые дамы и господа клиенты, у нас есть рекомендации и для вас. Как видите, нет стопроцентной гарантии того, что под видом репетитора к вам не обратится мошенник, но мы действительно стоим на страже ваших интересов, дорожим вашим доверием и делаем все возможное, чтобы ваш поиск репетитора на нашем сайте был успешным. Ну, а что касается рекомендаций, то они просты. Ищите репетитора в солидных местах – на сайте добросовестно работающих агрегаторов. Представляете, насколько выше вероятность встречи с мошенниками, прикидывающимися репетиторами в тех местах Интернета, где они (мошенники) не встречают систематического и настойчивого противодействия!

Комментарии:

Комментировать
  • Валентин
    18.02.2020 13:04
    В 2020 Ваш сервис вчистую сливает Яндексу (Яндекс-услугам), например. И конская комиссия делает сотрудничество с Вами наименее менее приоритетным из онлайн-сервисов. Та же история, что произошла с сервисами такси, повторится с репетиторами, у которых нет собственных, независимых ресурсов и с сервисами, которые живут в реалиях 2010х годов.
  • Анатолий Жислин
    18.02.2020 14:35
    Валентин, Часто наш сервис путают с другими. Редкий день проходит без таких недоразумений. Вы ошиблись. "Конская" комиссия - это не про нас. У нас она самая низкая из всех реально работающих агрегаторов. Кстати, у Вас пока не было возможности убедиться в этом на практике, поскольку один заказ 24.11.2018 Вы проигнорировали, а от другого заказа 6.04.2019 отказались, сославшись на скорый отъезд (вместо того, чтобы приостановить прием заказов). Попробуйте работать по правилам. Вам понравится :)

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться