Александр Попов
Автор - выпускник МФТИ, сотрудничает с нами в качестве репетитора.
Многие репетиторы предлагают пробное занятие. Подразумевается, что ученик и родители получат бесплатную возможность оценить, насколько им подходит данный репетитор.
Разберемся, насколько достижима такая цель, а еще обсудим плюсы и минусы пробного занятия. Попробуем посмотреть на это с точек зрения и репетитора, и его потенциального ученика.
На первом месте, как ни странно, на самом деле окажется маркетинг: у родителей появляется возможность провести кастинг среди нескольких преподавателей и выбрать из них лучшего. Бонусом идет то, что ребенок тренируется в тестах или прорабатывает новую тему.
Для репетитора пробный бесплатный урок – в первую очередь маркетинговый ход для привлечения клиентов, а это дает преимущество перед коллегами, не проводящими такое занятие. Предполагается, что не заработанные на первом уроке деньги с лихвой окупятся тем, что ученики будут набираться быстрее. К тому же, можно посмотреть на ученика, а если он окажется проблемным, то от дальнейших занятий можно отказаться под благовидным предлогом – например, расписание занятий удобное для ученика никак не удается организовать. Это, кстати, основная причина, почему опытные репетиторы если и проводят пробное занятие, то небольшой продолжительности.
На первый взгляд получается, что бесплатное пробное занятие выгодно обеим сторонам. Однако, у пробника есть не столь очевидные, но очень значительные минусы.
Главный из них – на бесплатные пробные занятия не согласны более 80% сильных репетиторов. Разумеется, точной статистики нет, но общение в профессиональных репетиторских интернет-сообществах показывает, что это действительно так.
Итак, получается, что целью клиента был поиск лучших репетиторов, но в «воронку поиска» большинство лучших как раз и не попадают. Проблему, конечно, можно решить платными пробными занятиями. Для репетитора такой запрос, конечно, будет признаком того, что его вовлекают в кастинг. Это понравится не всем. Но все же, тех репетиторов, которые согласятся на платное пробное занятие, будет существенно больше, чем тех, кто согласится на бесплатный урок.
Однако, при проведении платных пробных занятий с разными репетиторами у клиента помимо дополнительных расходов, будет еще одна проблема, которую он, как правило, даже не осознает. А именно: как за одно занятие оценить репетитора?
Сама оценка проводится чаще даже не родителями, а школьником. Критерии оценки у него простые – общее впечатление от педагога как от человека, а также, насколько понятно он объясняет материал, и вообще, комфортно ли с ним заниматься. «За кадром» остается главный вопрос – а способен ли этот репетитор достичь цели занятий с ребенком. А ведь это самое главное! Чтобы оценить достижимость цели сотрудничества с репетитором часто нужен не один урок.
Дело в том, что обучение отнюдь не исчерпывается одними встречами ученика и репетитора. Важной частью является домашнее задание, которое в идеале должно составляться под конкретного ученика. ДЗ может преследовать разные цели: проверка усвоения пройденной на уроке темы, закрепление ранее пройденного материала, повторение тех разделов, которые с трудом давались в прошлом. Соответственно, и следующий за ДЗ урок тоже должен продумываться с учетом того, как выполнено это домашнее задание, какие проблемные моменты были вскрыты.
Решающее значение в выборе репетитора имеет его методика преподавания. Важно, чтобы ученик активно усваивал материал и вовлекался в процесс через совместное обсуждение возможных способов решения конкретной задачи. В занятиях упор должен делаться на развитие способности рассуждать, самостоятельно мыслить, умение не теряться в нестандартных ситуациях и при этом быстро решать типовые задачи. Все занятие и ДЗ должны тщательно подстраиваться под уровень, особенности мышления, степень и скорость усвоения тем конкретным учеником.
С помощью одного пробного занятия невозможно определить, насколько подходит конкретный репетитор вашему ребенку. Стиль преподавания педагога частично раскрывается в предварительном обсуждении его методики, а профессионализм становится понятен с течением времени, по достижении результатов.
Закончить хотелось бы так. Минусы бесплатного пробного урока мы подробно обсудили, и они существеннее плюсов, но решение вопроса, вынесенного в заголовок статьи, каждый репетитор и каждый клиент принимает сам.
Если клиент согласен с тем, что вероятность установить сотрудничество с сильным профессиональным репетитором для него не важна, то бесплатный пробник будет неплохой страховкой от совсем неудачного выбора.
А что касается репетитора, то для него практика бесплатных пробников повышает надежды набрать учеников по возможности быстрее. Наверно, это может быть как-то оправдано для совсем начинающих. Но по мере роста квалификации и уверенности в себе, может оказаться предпочтительнее ставка на несколько меньшее количество учеников, зато таких, которые будут заниматься стабильно, не бегая по репетиторам в режиме кастинга.
Возможно вам будет интересна наша статья о том, по каким критериям выбирать репетитора и как оценить работу репетитора в процессе обучения.


Комментарии:
Комментировать