В прошлом году все вздохнули с облегчением, потому что обязательную ВПР по английскому языку в 7 классе отменили. И целый год все жили спокойно.
Но не тут-то было! Уже на следующий год ВПР по английскому появилась опять. Правда, уже по выбору. Но зато с 4 по 10 классы.
Пожалуй, напряжения это прибавило всем: и учителям, и ученикам. Раньше хоть знали, что ВПР в 7 классе не избежать, это работа обязательна, поэтому просто готовились.
А сейчас? То ли будет, то ли нет. В этом году пронесло, но не факт, что пронесет в следующем.
Особенно приуныли родители и учителя начальной школы. Все же в четвертом классе и так пишут ВПР в первый раз, дети маленькие, дети волнуются.
А тут еще английский, знание которого в начальной школе обычно оставляет желать лучшего…
Давайте вместе посмотрим, чего же в этом году ожидать четвероклассникам.
Структура работы
Она для всех классов практически одинакова. Надо выполнить 4 задания за один урок (45 минут). В каждом задании (кроме последнего) – 5 вопросов.
Попробуем разобрать ее чуть подробнее на примере демо-версии с официального сайта (https://4vpr.ru/4-klass/632-demoversii-vpr-2025-po-inostrannym-jazykam-v-4-klasse.html )
Первое задание – аудирование.
Нужно два раза прослушать небольшой текст и выбрать правильный вариант ответа из трех.
Второе задание – понимание информации в тексте.
Опять выбирается один правильный ответ из трех.
Третье задание грамматическое.
Из трех предложенных вариантов нужно выбрать правильную грамматическую форму.
Четвертое задание – заполнение анкеты на основе текста.
По сути, тут нужно из текста выписать 8 слов.
Какие сложности тут вижу я
Конечно, многое зависит от школы и уровня подготовки детей. Но если брать самую обычную среднюю школу, где английский постоянно отменяется или его ведет учитель другого предмета, то основные проблемы вот какие.
Словарный запас. Многие дети просто не понимают, о чем текст (это относится и к аудированию, и к чтению), просто потому что помнят только десяток-другой стандартных слов.
Восприятие на слух. К сожалению, во многих школах пренебрегают этим видом работы, поэтому ученики просто «не слышат» текст на другом языке. Я сталкивалась с детьми, которые впервые что-то послушали, только когда попали ко мне.
Грамматика. Пожалуй, самый проблемный раздел. Во-первых, у начальной школы с грамматикой в принципе плохо. Во-вторых, часто ВПР составляется по некоему усредненному учебнику, и грамматический материал в этой работе обширнее, чем дети изучали.
К примеру, в учебнике Spotlight время Present Continuous изучается в 3 и 4 классах. В Enjoy English – в пятом. А, между тем, в ВПР оно появляется. И что делать тем, кто занимался по Биболетовой?
Сложности возникают и с заполнением анкеты или опросника. И они опять связаны с лексикой. Например, фразу про возраст героя дети понимают (He is nine years old), это материал второго класса. А вот слово «age» («возраст») не знают. И не соотносят его с приведенной в тексте фразой. Многие воспринимают слово «number» как «номер», а не как «количество», что тоже приводит к ошибкам. Не знают слово «pet», не знают трижды встречающееся в задании слово «favourite».
Вывод, как видите, слегка печальный. Получается, что у детей страдают все разделы языка: восприятие на слух, чтение, лексика, грамматика. Разговорная речь в 4 классе не проверяется, но я предполагаю, что там все еще печальнее.
Принимая во внимание все, изложенное выше, логичнее начинать готовить детей к ВПР хотя бы с начала учебного года в 4 классе, уделяя особое внимание всем языковым аспектам. И надеяться, что пронесет! )))
Комментарии:
Комментировать