Обучение в онлайн: за и против

Обучение в онлайн: за и против

Еще несколько лет назад онлайн-уроки были чем-то необычным, но сейчас ситуация кардинально изменилась: можно найти онлайн-занятия по любой дисциплине - от языков до игры на музыкальных инструментах. 

Традиционно принято считать, что оффлайн-уроки эффективнее онлайн-занятий, но все больше детей занимаются онлайн, растет и количество школ и преподавателей, работающих дистанционно. Получается, что онлайн не так страшен? Попробуем разобраться.

Самые очевидные плюсы онлайн-обучения это:

  • доступ к преподавателям любого уровня из любой точки мира. Даже проживая в крошечном поселке ваш ребенок сможет заниматься с топовым педагогом и качественно готовиться к поступлению в любой ВУЗ наравне со своими ровесниками из крупных городов;

  • возможность не прерывать занятия во время поездок и болезней;

  • экономия времени и денег на поездки к преподавателю. Это особенно важно, если вашему ребенку еще нужно сопровождение в поездках,  в этом случае экономится и время родителя;

  • зачастую это еще и экономия на учебных материалах, т.к. большинство преподавателей предоставляет все необходимое в электронном виде.

А теперь перейдем к минусам:

  • дома легче отвлечься и сложнее концентрировать внимание. Да и сама домашняя обстановка может расслаблять, в отличие от учебного центра или школьного кабинета. Это особенно актуально для детей младшего возраста. Здесь могут прийти на помощь родители - создать тишину в доме на время урока, помочь подготовить рабочее место. Иногда для самых непоседливых детей может помочь даже переодевание в школьную форму. Мозг воспринимает это как переключение в рабочий режим, и урок пройдет отлично;

  • требуется высокая самодисциплина. На индивидуальном оффлайн занятии у ученика вряд ли выйдет сидеть в телефоне, тогда как во время занятия онлайн это сделать гораздо проще. Конечно, здесь важна и фигура учителя - насколько он сможет мотивировать и заинтересовать ребенка, но и без помощи родителя иногда не обойтись, особенно на первых порах;

  • в случае групповых онлайн уроков поддерживать дисциплину намного сложнее, чем при уроках в учебном классе. Это особенно актуально при занятиях с детьми младшего возраста. Впрочем, вести групповые уроки с подростками с отключенными камерами тоже не самая простая задача;

  • необходимость долгое время проводить за компьютером, даже при самом современном мониторе это не самое полезное занятие для глаз. В случае с малышами поможет добавление в план урока разминок и физкульт-минуток в игровой форме;

  • отсутствие живого контакта с учителем.

Остановимся на последнем пункте более подробно. В онлайн намного меньше эмоциональная включенность и ученика, и преподавателя, поэтому если по одну из сторон экрана открытый и эмоциональный экстраверт, то могут быть сложности. Часто это становится одной из причин выгорания у преподавателей, и почти все они ощущают разницу в эмоциональном отклике от оффлайн и онлайн уроков. Самому преподавателю часто не хватает отклика в онлайн, особенно тем, кто занимается с детьми. Монитор, увы, не передает энергию.

Кроме того, онлайн-обучение более затратно для преподавателя не только эмоционально. Подготовить качественный урок здесь сложнее, чем офлайн - все должно быть на расстоянии одного клика мышкой, на интерактивной доске или в презентации, тогда как в реале всегда можно взять другую книгу с полки. 

Для качественного онлайн-обучения необходимо освоить несколько онлайн-сервисов для использования на уроке и выдачи домашнего задания. Это не только время, но еще и деньги за доступ ко всем возможностям полного функционала платформ.

В оффлайн всегда легче заинтересовать ребенка, особенно если это младшеклассник или дошкольник - игры, карточки, раскраски и прочее добавляют тактильный элемент к занятиям и повышают эффективность обучения просто за счет подключения еще одного канала восприятия информации. В онлайн, разумеется, есть множество способов геймифицировать занятия, но важен баланс, иначе учитель рискует перейти в разряд приложения для изучения математики или английского.

Существенный минус онлайн-обучения - невозможность проведения лабораторных работ. Это актуально в случае изучения, например, химии или физики. Здесь частично могут помочь специальные наборы, которые можно приобрести онлайн, и которые содержат все необходимое для проведения безопасных опытов из школьной программы в домашних условиях.

Как мы видим, у онлайн-обучения есть и плюсы, и минусы. Преимущества вполне конкретны - доступ к преподавателям любого уровня, экономия времени и денег на дороге и учебных пособиях, возможность не прерывать учебный процесс. Большинство минусов же преодолевается при грамотном построении учебного процесса квалифицированным педагогом и поддержке родителей.

P.S. Иногда можно встретить резко предвзятое отношение родителей к онлайн-формату обучения. Это вполне объяснимо, т.к. онлайн-формат сравнительно новый, а часто бывают ситуации, когда нет права на ошибку, например, при подготовке к поступлению в ВУЗ. А еще можно встретить резко негативное отношение к онлайну в отношении дошкольников и младшеклассников. Единственная рекомендация здесь - попробовать. Подходит формат или нет - станет понятно уже через несколько занятий. Успехов!

 

Комментарии:

Комментировать
    Нет комментариев

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться