Автор: Крицкая Ева Евгеньевна,
репетитор английского языка
Представляя статью нашего постоянного автора Евы Евгеньевны Крицкой, мы одновременно публикуем и еще одну статью на ту же тему. Автор второй статьи (он же редактор нашего блога) довольно серьезно не согласен с некоторыми выводами Евы Евгеньевны.
Ребенку скоро в школу. Конечно, для каждого это «скоро» свое. Кто-то начинает действовать за год до первого класса, кто-то спохватывается только летом. Но, в общем и целом, извилистая цепочка родительских мыслей выдает одинаковый для всех вывод: нужно что-то предпринять.
О чем чаще всего думает среднестатистический родитель?
– Надо срочно научить ребенка читать, писать, считать хотя бы до десяти. Желательно еще – складывать и вычитать. А может быть, нужно что-то еще? Срочно к специалисту!
Или так:
– Другие дети каждый день по две-три страницы читают и по странице примеров решают, да еще прописи пишут. А мой что? Две строчки кое-как прочитал – и все? Срочно на подготовку!
И родители нанимают ребенку репетитора для подготовки к школе. Или ведут на соответствующие курсы. Такая услуга, кстати, очень востребована, ее предлагают в любом, даже маленьком городе. Кроме того, школы часто организуют за небольшую плату «Школу будущего первоклассника». Обычно там преподает учитель, набирающий первый класс. И ребенок после садика занимается так называемой подготовкой от одного до трех раз в неделю. А иногда все это происходит летом, перед школой.
Я как мама, у которой в свое время ребенок тоже пошел в первый класс, могу сказать вот что. Если в садике работают как следует – никакие дополнительные подготовки не нужны.
К примеру, в саду, куда ходил мой ребенок, дети к концу старшей группы читали по слогам, писали цифры и печатные буквы. Знали, чем отличаются гласные от согласных, твердые согласные от мягких. И еще кучу всего: про времена года, про профессии и т.д. Зачем тут какая-то дополнительная подготовка?
Я, опять же как приличная мама, ознакомилась с тем, как работают подготовительные курсы и репетиторы. Да так же, как и в садике. Тот же материал. Возможно, с небольшими вариациями.
Единственное, куда я записала своего ребенка – это в «Школу будущего первоклассника». Да и то не для того, чтобы он обогатился какими-то сверхпознаниями (он и не обогатился, там материал был проще, чем в садике), а чтобы он познакомился с будущей учительницей, со школой в целом, чтобы в первый класс он пришел в знакомое место. Правда, ребенок мне потом сказал, что толку в этом не было: он все равно 1 сентября ничего не вспомнил…
Но даже если ребенок, придя в первый класс, не умеет читать и писать – это не страшно. Школа на то и школа, чтобы научили. Сейчас в учебниках по чтению есть два вида заданий: для читающих и для не очень читающих. Кроме того, учитель всегда может дать что-то дополнительно.
Когда мы говорим о готовности к школе, речь, скорее, идет немного о других навыках. Об общей эрудиции, об умении думать, запоминать, сравнивать и сопоставлять, работать по образцу, о развитой мелкой моторике. Если все это есть, то остальное – дело наживное, остальному ребенка научат, как-никак, в школе работают дипломированные специалисты.
Но есть еще важная вещь. Это психологическая и бытовая готовность к школе.
- Что входит в это понятие?
- Умение находить общий язык с незнакомыми людьми, как-то с ними договариваться, где-то работать с ними в команде: делать какой-то совместный проект, иметь какие-то общие обязанности.
- Умение справляться с неудачами, трудностями, с непониманием материала, с плохими оценками.
- Умение быстро ориентироваться в незнакомой обстановке.
- Умение контактировать со взрослыми.
- Умение сосредоточиться как минимум на 45 минут. Пожалуй, это одно из самых важных умений для современных детей.
- Умение не просто слушать, а слышать учителя.
- Умение четко и внятно отвечать, причем при необходимости перед всем классом.
- Сюда же относятся и бытовые навыки: умение быстро собирать свои вещи и одеваться или переодеваться на физкультуру, чтобы тебя не ждал весь класс. Даже самое элементарное: ребенок должен уметь сам завязывать шнурки и, простите, застегивать брюки. ))
Поэтому, может быть, родителям не стоит за пару месяцев до первого сентября бросать все силы на чтение, письмо и счет? Может быть, лучше лишний раз попрактиковаться в поделках, сходить на прогулку и поделиться впечатлениями, вместе что-то приготовить.
А еще можно почитать какие-нибудь хорошие книги или посмотреть фильмы о первоклассниках и потом обсудить: правильно ли поступили главные герои, что бы ребенок сделал в такой ситуации и т.п.
И, наверное, донести до ребенка мысль, что это все на ближайшие десять лет, быстро соскочить не получится.)
Всем успехов в следующем учебном году!


Комментарии:
Комментировать