Несет ли репетитор ответственность за результаты экзамена?

Несет ли репетитор ответственность за результаты экзамена?

Автор: Крицкая Ева Евгеньевна, репетитор английского языка

 

Тема эта болезненна для репетиторов, которые готовят учеников к экзаменам. В основном, конечно, это ОГЭ и ЕГЭ.

Во-первых, родители платят деньги, значит, они ждут результат.

Во-вторых, те же родители хотят гарантий.

В-третьих, репетиторы тоже заинтересованы в том, чтобы их ученики отлично сдали экзамен – это же результат и их работы тоже!

И в-четвертых тоже имеется: чисто по-человечески хочется, чтобы у школьника, с которым ты столько работал, все получилось. 


Вынуждена огорчить и родителей, и учеников. Знания – товар весьма специфический. Чтобы его получить, мало просто заплатить деньги, нужно приложить усилия. Много усилий. Да-да, за свои же деньги, а что делать... При этом, результат обучения зависит от преподавателя зависит примерно на 20 процентов, а на остальные 80 процентов от ученика. 

 

- А как же онлайн-школы, например? – воскликнут некоторые негодующие родители. – Они как раз дают гарантию! Многие так и пишут, что вернут деньги, если ребенок сдаст меньше, чем на 75 баллов. 

 

А я в ответ спрошу: 

- Вы примечание маленькими буквами читали? Обычно там написано что-то вроде: 

«Гарантируем при условии стопроцентного посещения всех вебинаров и практических занятий онлайн (не в записи, я отдельно уточню), а также при стопроцентном выполнении всех заданий не менее чем на столько-то баллов» 

Покажите мне человека, который все это сможет осуществить. Тем более, условия там достаточно жесткие. Вебинары обычно проходят не менее двух раз в неделю, длятся 2 часа. Заданий много, причем сдать их надо строго до дедлайна. 

Нет, если не ходить в школу и заниматься только онлайн парой-тройкой предметов – такой график, скорее всего, возможен. Но в целом он, скажем так, малоосуществим. В принципе, примерно то же самое может сказать и репетитор. 


А вы точно выполняете все-все, что вам задают? А вы занимаетесь дополнительно по рекомендованным пособиям? А вы делаете это каждый день, без праздников и выходных? А вы все делаете сами, вы точно не списываете и не прибегаете к услугам ИИ? 


Я могу перечислить те случаи самообмана со стороны учеников, с которыми столкнулась лично я.

  • Ученик нанимал другого репетитора для выполнения моих домашних заданий по подготовке к ЕГЭ. Потому что ему было лень, и он плохо знал «эту всю грамматику», а делал «по интуиции». Как вы думаете, много он правильных ответов дал «по интуиции» на экзамене?
  • Ученица бросила занятия в тот момент, когда мы начали готовиться к эссе. Слишком сложно. Но экзамен сдавать пошла. 
  • Ученица не появлялась в апреле и в мае – надо было готовиться к последнему звонку. Потом рыдала на устной части, потому что не знала, что говорить. Правильно, мы до устной части просто не дошли.
  • Ученица пришла на пробный ЕГЭ, но письменную часть делать не стала – ей было лень: уж на реальном экзамене она как-нибудь напишет. Кстати, вот этот «как-нибудь» подводит очень многих. Им лень думать на занятии, искать аргументы, контраргументы. И любимый ответ: «А я даже по-русски не знаю, что тут сказать». Хорошо, а как на экзамене будете? А на экзамене «я что-нибудь скажу, я соберусь, это же экзамен». Интересное заблуждение, правда? Это и домашних заданий касается. Делают кое-как, на переменах, под партой на уроках, разумеется, куча ошибок. Потому что «некогда, но на экзамене я….»
  • Ученик приходит готовиться за пару месяцев до начала экзамена. При отказе репетитора и объяснении, что за такой короткий срок подготовить невозможно, возмущаются его родители: «А вам надо, чтобы мы к вам ребенка чуть не с пеленок водили?» Вообще-то в идеале, да. Не с пеленок, но класса со второго или третьего –  желательно.
  • У ученицы плохо записалась устная часть на экзамене. Но она не стала ничего с этим делать, потому что хотела поскорее уйти домой. 

А теперь объясните мне, как во всех описанных выше случаях должно помочь наличие репетитора? 
Понимаете, моя ответственность как репетитора, это:

  • Выстроить программу подготовки к экзамену, рассчитанную на уровень данного ученика.
  • Следить за изменениями и нововведениями в формате экзамена и прорабатывать все это с учеником.
  • Подготовить ученика так, чтобы он смог легко решать экзаменационные тесты, знал формат письменной и устной частей. Это отработать все эти части и прорешать много вариантов. 

Всё!

Если ваш ребенок перенервничал на экзамене и от страха все забыл – что я смогу сделать? Если ему попался сложный вариант, так бывает, к сожалению – что я смогу сделать? Если ученик надеялся на авось – что я смогу сделать? Если он не смог отстоять свои права во время устной части – тут даже вы, родители, ничего не сможете сделать. Потому что надо подавать апелляцию по факту нарушения порядка проведения экзамена, не выходя из помещения, где проходит экзамен.


К сожалению, во время экзамена основная нагрузка ложится на плечи самого ребенка. А остальные – родители, репетиторы – могут только подготовить его к этой нагрузке, попытаться научить с ней справляться.


Так что конечный результат на экзамене – это совокупность работы ученика, репетитора и родителей. Причем львиная доля работы лежит именно на ученике. 

 

Комментарии:

Комментировать
    Нет комментариев

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться