Автор: Крицкая Ева Евгеньевна, репетитор английского языка
Тема эта болезненна для репетиторов, которые готовят учеников к экзаменам. В основном, конечно, это ОГЭ и ЕГЭ.
Во-первых, родители платят деньги, значит, они ждут результат.
Во-вторых, те же родители хотят гарантий.
В-третьих, репетиторы тоже заинтересованы в том, чтобы их ученики отлично сдали экзамен – это же результат и их работы тоже!
И в-четвертых тоже имеется: чисто по-человечески хочется, чтобы у школьника, с которым ты столько работал, все получилось.
Вынуждена огорчить и родителей, и учеников. Знания – товар весьма специфический. Чтобы его получить, мало просто заплатить деньги, нужно приложить усилия. Много усилий. Да-да, за свои же деньги, а что делать... При этом, результат обучения зависит от преподавателя зависит примерно на 20 процентов, а на остальные 80 процентов от ученика.
- А как же онлайн-школы, например? – воскликнут некоторые негодующие родители. – Они как раз дают гарантию! Многие так и пишут, что вернут деньги, если ребенок сдаст меньше, чем на 75 баллов.
А я в ответ спрошу:
- Вы примечание маленькими буквами читали? Обычно там написано что-то вроде:
«Гарантируем при условии стопроцентного посещения всех вебинаров и практических занятий онлайн (не в записи, я отдельно уточню), а также при стопроцентном выполнении всех заданий не менее чем на столько-то баллов»
Покажите мне человека, который все это сможет осуществить. Тем более, условия там достаточно жесткие. Вебинары обычно проходят не менее двух раз в неделю, длятся 2 часа. Заданий много, причем сдать их надо строго до дедлайна.
Нет, если не ходить в школу и заниматься только онлайн парой-тройкой предметов – такой график, скорее всего, возможен. Но в целом он, скажем так, малоосуществим. В принципе, примерно то же самое может сказать и репетитор.
А вы точно выполняете все-все, что вам задают? А вы занимаетесь дополнительно по рекомендованным пособиям? А вы делаете это каждый день, без праздников и выходных? А вы все делаете сами, вы точно не списываете и не прибегаете к услугам ИИ?
Я могу перечислить те случаи самообмана со стороны учеников, с которыми столкнулась лично я.
- Ученик нанимал другого репетитора для выполнения моих домашних заданий по подготовке к ЕГЭ. Потому что ему было лень, и он плохо знал «эту всю грамматику», а делал «по интуиции». Как вы думаете, много он правильных ответов дал «по интуиции» на экзамене?
- Ученица бросила занятия в тот момент, когда мы начали готовиться к эссе. Слишком сложно. Но экзамен сдавать пошла.
- Ученица не появлялась в апреле и в мае – надо было готовиться к последнему звонку. Потом рыдала на устной части, потому что не знала, что говорить. Правильно, мы до устной части просто не дошли.
- Ученица пришла на пробный ЕГЭ, но письменную часть делать не стала – ей было лень: уж на реальном экзамене она как-нибудь напишет. Кстати, вот этот «как-нибудь» подводит очень многих. Им лень думать на занятии, искать аргументы, контраргументы. И любимый ответ: «А я даже по-русски не знаю, что тут сказать». Хорошо, а как на экзамене будете? А на экзамене «я что-нибудь скажу, я соберусь, это же экзамен». Интересное заблуждение, правда? Это и домашних заданий касается. Делают кое-как, на переменах, под партой на уроках, разумеется, куча ошибок. Потому что «некогда, но на экзамене я….»
- Ученик приходит готовиться за пару месяцев до начала экзамена. При отказе репетитора и объяснении, что за такой короткий срок подготовить невозможно, возмущаются его родители: «А вам надо, чтобы мы к вам ребенка чуть не с пеленок водили?» Вообще-то в идеале, да. Не с пеленок, но класса со второго или третьего – желательно.
- У ученицы плохо записалась устная часть на экзамене. Но она не стала ничего с этим делать, потому что хотела поскорее уйти домой.
А теперь объясните мне, как во всех описанных выше случаях должно помочь наличие репетитора?
Понимаете, моя ответственность как репетитора, это:
- Выстроить программу подготовки к экзамену, рассчитанную на уровень данного ученика.
- Следить за изменениями и нововведениями в формате экзамена и прорабатывать все это с учеником.
- Подготовить ученика так, чтобы он смог легко решать экзаменационные тесты, знал формат письменной и устной частей. Это отработать все эти части и прорешать много вариантов.
Всё!
Если ваш ребенок перенервничал на экзамене и от страха все забыл – что я смогу сделать? Если ему попался сложный вариант, так бывает, к сожалению – что я смогу сделать? Если ученик надеялся на авось – что я смогу сделать? Если он не смог отстоять свои права во время устной части – тут даже вы, родители, ничего не сможете сделать. Потому что надо подавать апелляцию по факту нарушения порядка проведения экзамена, не выходя из помещения, где проходит экзамен.
К сожалению, во время экзамена основная нагрузка ложится на плечи самого ребенка. А остальные – родители, репетиторы – могут только подготовить его к этой нагрузке, попытаться научить с ней справляться.
Так что конечный результат на экзамене – это совокупность работы ученика, репетитора и родителей. Причем львиная доля работы лежит именно на ученике.


Комментарии:
Комментировать