Кто должен договариваться с репетитором о занятиях? Думаю, в начальной или средней школе этот вопрос не стоит: разумеется, родители. А как насчет старшеклассников? Ведь некоторым уже может быть 18 – они совершеннолетние, сами за себя отвечают. Значит, и решить вопрос с репетитором сами могут, логично же?
Взвесим все за и против.
С одной стороны, в 18 лет человек уже самостоятельный. Сколько его можно водить за руку? Пора уже ему решать вопросы без взрослых, тем более, подросток сам, лучше родителей, знает, что ему нужно. Он знает свои слабые места, знает, что он ожидает от репетитора. Наконец, он гораздо лучше родителей знает свое расписание. А родители могут вообще в предмете не разбираться. Казалось бы, тогда ему и карты в руки?
С другой стороны, в 18 лет человек еще молод, у него нет опыта решения некоторых вопросов, он может просто не учесть нюансы, которые наверняка заметят взрослые. Например, в переговорах с репетитором, у которого график почто заполнен, он может не сообщить, что у него 5 по предмету, что он занимался дополнительно сам или на курсах и т.д. Ведь все это «очки» в его пользу, таким образом он показывает, что настроен серьезно. И, не исключено, что в этом случае репетитор, по крайней мере, задумается и, возможно, найдет какие-нибудь окна в расписании.
Еще один весьма щепетильный вопрос – это деньги. Даже за 18-летнего ученика чаще всего платят родители, а денежные вопросы все же решаются с тем, кто платит. В противном случае репетитор будет находиться в очень шаткой позиции.
Допустим, ребенок хочет заниматься с репетитором, мама согласна, а папа против, для него это дорого. А деньги берутся из семейного бюджета. Или вообще у папы под каким-либо благовидным предлогом. Рано или поздно тайное станет явным, узнает он все… Где гарантия, что он не пойдет скандалить именно с репетитором?
Кроме того, дети ведь разные. Они могут, например, под благовидным предлогом отменить урок с репетитором, не сообщив об этом родителям, а деньги оставить себе. Или назвать родителям сумму, в несколько раз превышающую сумму оплаты, а деньги опять же оставить себе. С кем будут потом разбираться родители? Да все с тем же многострадальным репетитором.
У меня у самой был случай. Ученица предложила:
- Давайте вы моей маме скажете, что в праздничные дни мы занимаемся. Она мне деньги даст, я вам отдам половину, а заниматься мы не будем.
Разумеется, я отказалась.
Или еще был случай. Давно это произошло, еще сотовых телефонов не было. Деньги родители приносили или передавали через детей. У меня тогда оплата была помесячная. Исчезла девочка, на занятия не ходит. Звоню родителям на городской телефон – не могу дозвониться. А мы тогда еще адрес записывали на всякий случай. Отправляю письмо по указанному адресу – нет ответа.
А вскрылось все случайно. Мама сама ко мне зашла, чтобы узнать, как успехи у ее дочери. А дочь уже два месяца у меня не появлялась!
- Как? Она же буквально вчера сказала, что надо деньги за месяц принести, я ей дала.
Как выяснилось, номер телефона девочка изначально дала неправильный, а письма родителям не отдавала, потому что приходила из школы раньше всех и проверяла почту.
Согласитесь, очень неприятная ситуация.
И, пожалуй, стоит упомянуть еще один момент. Это безопасность. Если занятия проходят офлайн, все же имеет смысл глянуть, в каких условиях и с кем будет заниматься ваш ребенок. Оценить район проживания, дорогу до места. Все же одно дело, к примеру, офис в центре города, другое – частный дом на окраине.
- Так что же, - скажете вы, - теперь ребенку вообще самостоятельности не давать?
Давать, конечно, давать.
Но получение отказа при попытке договориться – это ведь тоже развитие навыка самостоятельности. А регулярное посещение и выполнение заданий без контроля родителей – это разве не самостоятельность?
Я объясню, что такое самостоятельность ребенка для меня как для репетитора. Это когда он со мной договаривается, затем передает трубку родителям, и они подтверждают договоренности. Или, наоборот, со мной договариваются родители, затем передают трубку потенциальному ученику, и мы с ним обсуждаем расписание, цели занятий и прочее.
Опять приведу пример. Занимался у меня мальчик с 7 по 11 класс. (Кстати, сдал ЕГЭ на 95 баллов.) В 10-11 классе родители просто давали ему деньги на месяц, с учетом расходов на репетиторов. С наказом:
- Ты уже взрослый, сам знаешь, какие репетиторы тебе нужны и сколько раз тебе с ними надо заниматься.
Но я была поставлена об этом в известность. И, надо сказать, мальчик отменял уроки только в самых крайних случаях.
Еще пример. Позвонила девочка, выяснила у меня все условия, передала трубку маме. Мама сказала:
- Я вообще ничего не понимаю, она решает сама. Я ее расписания не зн
знаю. Сколько раз в неделю – пусть сама скажет, меня ваша цена устраивает.
Вот и все. Единственное, что нужно в этом случае репетитору – подтверждение от родителей. Если они уверены в своем ребенке, если они знают, что он ответственно относится к занятиям – пожалуйста, передавайте бразды правления в его руки, но предварительно сообщите об этом репетитору. Потому что если ребенок не оправдает ваших ожиданий, будет хитрить и манипулировать… Это плохо, конечно, но репетитор будет защищен. А, согласитесь, ему тоже все эти разборки не нужны. Не надо воспитывать самостоятельность в своем ребенке за чужой счет. Так что я за самостоятельность, но в разумных пределах. И очень хорошо если эти пределы совпадут и у репетитора, и у ребенка, и у его родителей.
Комментарии:
Комментировать