Идеального детского сада не существует. Поэтому самое большее, что могут сделать любящие родители – это выбрать тот садик, который кажется им максимально подходящим для их ребенка.
Дело в том, что люди руководствуются разными критериями выбора. Для кого-то важна хорошая инфраструктура, например, собственная территория с игровыми площадками. Кто-то обратит внимание на наличие в садике кружков и прочих дополнительных занятий. Кому-то проще, чтобы садик был в шаговой доступности у дома.
Но, наверное, есть один момент, одинаково важный для всех – квалифицированный и доброжелательный персонал. Если вашему ребенку в садике хорошо, если он идет туда с удовольствием, если он положительно отзывается о воспитателях и нянечках – то собственная территория или расстояние не так уж важны.
В целом же можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются при выборе детского сада для ребенка:
- Близость к дому или к месту работы одного из родителей.
- Условия, предлагаемые садиком. Есть ли своя территория для прогулок, отдельное помещение для спальни, какого типа кровати: одинарные или двух-трехъярусные, наличие в группе игрушек, каким питанием обеспечиваются дети.
- Количество детей в группе. Понятно, что чем меньше – тем лучше. )
- Образовательная программа, по которой работает садик.
Думаю, при выборе частного детского сада количество этих критериев может и увеличиться, т.к. обычно там родителям предлагается больший выбор.
В государственных садиках наполняемость группы обычно стандартная – больше 20 человек. А сейчас, скорее, уже под 30. Питание тоже стандартное, по нормам СанПиН. А вот остальным можно и поинтересоваться.
Допустим, основные критерии всех устроили. А вот дальше даже в государственных садиках могут быть вариации.
Первое, что нужно выяснить у будущего воспитателя вашего ребенка – это как у них проводится адаптация.
Стандартная схема такова. Сначала ребенок с одним из родителей присоединяется к группе на прогулке. Потом остается в группе на 2 часа – обычно тоже с кем-то из родителей. Потом до обеда. Потом один на 2 часа и до обеда. И финал – когда ребенок остается на дневной сон. Обычно адаптация занимает около 1-2 недель, но, разумеется, могут быть варианты, ведь каждый ребенок индивидуален. И очень хорошо, если воспитатель это осознает и говорит об этом родителям.
Помнится, мне в свое время предложили во время прогулки детей зайти с ребенком в пустующую группу и осмотреться. И помощник воспитателя все объяснила, показала, рассказала, где будет кровать ребенка, где шкафчик. Это, конечно, приятно.
Не мешает также выяснить, как детей наказывают. Без наказаний не бывает, поэтому, если вам скажут, что никак – не верьте. Обычно ребенка сажают на стульчик на какое-то время и просят подумать. Это вполне допустимо и приемлемо.
Еще желательно прояснить вопрос с тихим часом. Если ребенок не засыпает, то каковы действия персонала? В нашем садике обычно уговаривали просто «полежать немножко с закрытыми глазками». Знаете, срабатывало. ) А вот поднимать детей из кроватей, выставлять их в другую комнату или в туалет – это, сами понимаете, очень сомнительный метод.
Совсем идеально, если набирается новая группа и воспитатель проводит общее родительское собрание, где рассказывает о своих методах работы и требованиях. И родители смогут сразу же выяснить интересующие их вопросы.
И, конечно, когда ребенок начинает посещать детский сад, следует держать руку на пульсе. Расспрашивать особо не имеет смысла, вряд ли маленький ребенок что-то внятное расскажет. Но можно поиграть в садик – как, допустим, мишка приходит, завтракает и прочее. Не исключено, что узнаете много нового. Кроме того, надо обязательно понаблюдать за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием. Если есть какие-то резкие изменения, например, всегда спокойно раздевался, а тут вдруг начал хулиганить и разбрасывать одежду – это повод насторожиться.
В частности, для меня в свое время таким сигналом была фраза, мимоходом оброненная ребенком за игрой: «Чего смотришь, маленький урод?» У нас в семье такая лексика не использовалась, так что это однозначно было «принесено» из садика. К счастью, не от воспитателей. )
Еще поделюсь своим опытом. Сначала я, следуя новомодным веяниям, отдала ребенка в экспериментальную разновозрастную группу. Меня что привлекло? Детей – 10 человек, на них три взрослых: воспитатель, няня, психолог. Условно говоря, это один взрослый на трех детей. Концепция такая: младшие тянутся за старшими, старшие помогают младшим, поэтому все вместе развиваются быстрее.
Тем не менее, было одно «но». Точнее, потом возникло и второе. Но сначала о первом. Садик был на другом конце города. От нас до него надо было добираться примерно минут 40 на автобусе. То есть на дорогу уходило около часа. А садик с 8 утра, поэтому нам приходилось вставать чуть не в 6.
Второе «но» возникло потом. Первый год мой ребенок был одним из младших, все было прекрасно. На следующий год состав группы изменился, и он стал одним из старших. И воспитатель мне сказала открытым текстом, что потенциал ребенка не растет и ему лучше быть в группе с ровесниками, чтобы было, с кем себя сравнивать.
Что ж, через год я сдала ребенка в обычный муниципальный садик в 10 минутах ходьбы от нашего дома. ) И, знаете, не пожалела. Адаптация прошла быстро, с занятиями проблем не было, да ни с чем особых проблем не было.
Хотя я сейчас думаю:
- А может, потому проблем и не было, что ребенок сначала посещал некий лайт-вариант садика, за счет этого уже более-менее адаптировался, а потом уже пошел в обычный? Может, поэтому так легко все и прошло?
Кстати! Многие советуют для начала попробовать что-то вроде групп дневного пребывания. Обычно такую платную услугу предоставляют учреждения дополнительного образования. Там ребенок проводит 3-4 часа, как в садике. Чаще всего это занятия и прогулка. Если все нормально, то можно потом идти в садик.
В любом случае, последнее слово остается за родителями. Точнее, нет. Не совсем за родителями. Думаю, все же, за ребенком. Внимательно наблюдайте за ним, подмечайте малейшие признаки положительных или отрицательных изменений, считывайте его невербальные сигналы – и принимайте правильное решение.


Комментарии:
Комментировать