Анатолий Жислин,
ООО "РЕПЕТИТОР.РУ"
Порой мы наблюдаем, как репетитор, получив в марте такой запрос на занятия,оформляет в личном кабинете отказ и пишет примерно следующее: не хочу рисковать своей репутацией и браться за заведомо нерешаемую задачу. Что ж, позиция заслуживает внимания, а может быть даже и уважения, но все ли здесь так очевидно?
Ненадолго отвлечемся от темы и рассмотрим такую ситуацию. К успешному врачу обратился больной. Врач, осмотрев пациента, говорит: «Э-э-э, батенька, что же вы так запустили вашу болезнь. Пожалуй я не возьмусь за вас. Прогноз-то плохой, а мне дорога моя репутация».
Коллеги, как вам такой доктор? Конечно, его отказ от пациента все же лучше, чем имитация бурной деятельности и вытягивание денег в заведомо безнадежном случае, но определенная червоточинка в этом докторе угадывается…
А теперь я хотел бы поделиться с вами моим отношением к «весенним» заказам. Разумеется, это моя позиция, я не могу ее навязывать вам. Считайте, что это публикуется лишь в порядке обсуждения.
Мне доводилось встречаться с очень сильными старшеклассниками, которые выходят на полу-финишную прямую (весна 11-ого класса) с хорошей подготовленностью по предмету по существу, но им недостает тактической подготовки к самой процедуре экзамена. Они могут получить балл ниже своих возможностей не потому, что плохо знают предмет, а потому что не умеют распределить время и последовательность решения задач во время самого экзамена. Таким ученикам можно помочь даже за короткий срок. Отказываться от занятий с ними мне представляется неправильным.
Если вы взялись за такого «весеннего» ученика, но обнаружили, что предстоит не только готовиться к процедуре экзамена, но и закрывать пробелы по предмету, то первое, что я бы на вашем месте сделал, это честно и предельно понятно изложил бы ситуацию ученику и (или) его родителям. Не всегда такие объяснения даются легко и объясняющему и слушающим, но сделать это необходимо. Оставьте право окончательного решения клиенту, но, на всякий случай обезопасьте себя: пусть следы ваших объяснений останутся в виде скриншотов из переписки. Если клиент понимает риск не получить желаемый результат и потратить при этом деньги, то это право клиента – пойти на этот риск. Беритесь за занятия, делайте все возможное, постарайтесь вовлечь в эти усилия ученика и обязательно регулярно давайте ему и (или) его родителям обновленный анализ ситуации и прогноз ее развития.
Мне доводилось видеть случаи, когда ученик на чрезвычайно мощной мотивации успевал за ограниченный срок больше, чем можно было ожидать от него на момент начала занятий. Не лишайте вашего «весеннего» ученика шансов на такой успех. Вполне вероятно, что финальный результат не будет выдающимся, но если он будет существенно выше того, на что ученик мог бы рассчитывать без вашей помощи, то смело записывайте это в свой актив (что-то вроде дополнительной звездочки на фюзеляже самолета летчика-героя), и с вашей репутацией будет все в порядке.
И еще. Дополнение, касающееся «весенних» заказов на подготовку к ОГЭ. По нашим наблюдениям, такие ученики с очень высокой степенью вероятности останутся с вами не только на недели, оставшиеся до ближайшего экзамена, но и на весь оставшийся период обучения в школе - вплоть до сдачи ЕГЭ.
Комментарии:
КомментироватьВ этом году взяла ученицу на подготовку к ОГЭ по физике в январе. После первого занятия ребенок немного испугался, что знания не на должном уровне, но через неделю занятия возобновились. Сейчас все хорошо, у девочки появилась уверенность, настрой на успешную сдачу экзамена. Родители тоже довольны успехами дочери. Как преподаватель убедилась, что возможно подготовить ученика за достаточно короткий период к экзамену. Раньше тоже не решалась на такие эксперименты.
Я брала несколько таких заказов. Как правило, те, кто поздно обращался для подготовки к ЕГЭ, имели очень слабый уровень знаний, при этом желая получить на экзамене высокий балл. Есть риск заработать негативный отзыв, потому что чудес не бывает. Насчёт ОГЭ согласна, можно брать. Если для подготовки к ЕГЭ не брать весной, нужно галочку, наверное, пока снять. Я вообще сняла анкету с показа пока. Буду только в мае на лето набирать. Но вообще, благодаря этому сайту, у меня полная нагрузка. Мне нравится то, что если тебя выбрали, и ты принял заказ, то клиент твой. По работе в группах, пока непонятно, как здесь пойдёт.
Ответ от РЕПЕТИТОР.РУ
Да, Ольга Алексеевна, вполне понятны Ваши опасения получить негативный отзыв при недостижении того результата, на который рассчитывал клиент. Разумеется, здесь есть риск. Вот наши рекомендации в связи с этим.
1. Все же, такие заказы стоит брать.
2. Нужно подробно и честно информировать клиента о том, как идут дела, давать регулярно обновляемый прогноз относительно достижений поставленной цели.
3. Вести коммуникацию с клиентом так, чтобы все было задокументировано - письма в почте или сообщения в мессенджере. Даже если Вы поговорили по телефону, то потом, вслед за разговором, пришлите письмо (или сообщение) с кратким резюме состоявшегося разговора (т.н. Follow up). Даже Ваше письмо, отсавшееся без ответа, может в дальнейшем иметь значение.
Все это поможет клиенту понимать, "что и куда идет, и кто виноват". Если все же потом клиент пришлет явно несправедливый отзыв, то мы дадим Вам возможность опубликовать реплику, а сохраненная переписка (пусть даже не опубликванная, а просто показанная нам в виде скринршотов) позволит нам встать на Вашу сторону. Это, хоть и не стопроцентная, но защита от тех неблагоприятных последствий, которые Вас смущают.
Такие ситуации крайне редки (настойичвым поиском можно найти их следы на нашем сайте). Обычно все же клиент понимает закономерность того результата, к кторому привели занятия, и правильно оценивает роль преподавателя. В нашей практике есть даже случаи, когда ученик на экзамене получал эквивалент "тройки", а работа преподавателя в отзыве оценивалась клиентом на отлично (с указанием, что если бы не репетитор, то наверняка была бы "двойка" на экзамене). А в отдельных случаях этот результат оказывается не так уж плох. Так что, советуем исходить из принципа - "риск - дело благородное")))