Брать или не брать? Вот, в чем вопрос! К репетитору обращается (почти) безнадежный ученик

Брать или не брать? Вот, в чем вопрос! К репетитору обращается (почти) безнадежный ученик

Анатолий Жислин

РЕПЕТИТОР.РУ

Коллеги, в нашей компании разгорелась дискуссия. Накал страстей уже достиг шекспировского уровня. А все началось с того, что наша преподавательница (наша = зарегистрированная на Repetitor.ru) отказалась от запроса на занятия с ученицей. Случай отразился в моей переписке с репетитором. Имен приводить не буду: переписка была доверительной, к тому же, я воспроизвожу здесь ее не дословно и не полностью. Нам очень важно знать, как бы вы решили вопрос, вынесенный в заголовок. В качестве спойлера: мой ответ на поставленный вопрос - да. Однако, среди наших сотрудников нашлись те, кто ответил иначе. 

Если кто-то из вас поделится аналогичными случаями из собственной практики, то будет просто прекрасно!

Случай из жизни

Итак, наша преподавательница, репетитор по английскому языку получила заказ на занятия. Цель – подготовка к ЕГЭ. Клиентка (она же ученица) не школьница 10- 11 классов (как обычно бывает в таких заказах), а девушка чуть постарше. Вот, что она сообщила о себе в заказе:

Девушка, 20 лет. Не студентка, но планирую. Английский понимаю довольно хорошо, проблема с временами и построением предложений

Другие параметры этого заказа:

место занятий – у репетитора дома, продолжительность урока 60 минут, частота занятий раз в неделю.

Существенно, что все это происходит в первых числах апреля, так что вы понимаете, сколько времени осталось до поставленной клиентом цели – подготовиться к ЕГЭ.

Заказ не был принят репетитором

Именно так, заказ не был принят, хоть он формально не противоречил анкете репетитора.

Мы решили проанализировать мотивы отказа, вступили в переписку с репетитором. Отвечая на мой вопрос о причинах отказа, репетитор сообщила:

За один урок в неделю выучить нужный объем материала невероятно сложно. Человек взрослый, у него нет, например, школьных уроков для того, чтобы получать знания оттуда…. Девушка планирует заниматься один час… Я не успею дать человеку все, что ему нужно для успешной сдачи. Думаю, вы и сами понимаете, что английский язык - это не русский, к которому люди готовятся за год-два до сдачи, параллельно обучаясь в школе.

А вот выдержка из моего последующего письма преподавательнице. Разумеется, я  высказываю в моем ответе всего лишь собственное мнение. Правда, я умею его высказывать только в форме твердого убеждения: что поделать, долгие годы преподавательской работы вызвали профессиональную деформацию, так что, если кому-то форма моего высказывания покажется слишком поучительной, то простите и считайте, что там через строчку расставлены оговорки IMHO))

Заказ этот стоило взять. Из краткого сообщения девушки следует (с высокой степенью вероятности), что у нее на хорошем уровне практические навыки (скорей всего, говорение и аудирование) и далеко не блестяще обстоит дело с грамматикой. Это не такая редкая ситуация. Подавляющее большинство населения вокруг нас именно так владеют родным языком (попробуйте, спросить у десяти случайно подобранных взрослых, для которых русский язык родной, какие они знают части речи и какие им известны члены предложения - результат может удручить, но при этом все респонденты владеют русским свободно).

Разумеется, подготовка такого ученика к экзамену, насыщенному именно грамматическим тестами, дело трудоемкое, но не безнадежное. Правда, велика вероятность, что интенсивность занятий придется пересмотреть (не раз в неделю, а чаще), но это все решается в последующей работе с учеником. Этот план вполне мог бы сработать: ведь ученик - взрослый и мотивированный человек.

В качестве дополнения. У меня в памяти конкретный случай. Сын нашей сотрудницы (она преподаватель английского очень высокой квалификации - DELTA). Сейчас он уже учится в университете, но я его наблюдаю с рождения. Английским занимался с раннего детства, многократно ездил за границу в языковые лагеря, общался с носителями абсолютно без проблем и даже сам в отдельных случаях сходил за носителя, но в голове была полная чехарда по грамматике и при этом парень просто не понимал, чего от него хотят, если у него и так свободный английский. Только в одиннадцатом классе, в результате серьезных батальных сцен дома он понял, что с ним будет, если он явится на ЕГЭ со своим Fluent Spoken English, но без грамматики, и позволил собственной маме позаниматься в качестве репетитора с собой, любимым)). Все обошлось благополучно: результат на ЕГЭ был вполне достойным.

И последнее. Если мотивом для отказа являются неуверенность преподавателя в достижимости заявленной клиентом цели и связанные с этим опасения за свою репутацию, то это не всегда хорошо и правильно. Чем-то напоминает врача, который не хочет лечить "неперспективного" пациента (вдруг, лечение закончится плачевно...) Стоит информировать клиента о его текущих шансах на достижение результата, своевременно обсудить с ним необходимость изменения тактики - это может быть как повышение интенсивности работы, так и отказ от продолжения занятий, если становится понятна нецелесообразность дальнейшей траты денег клиента и вашего с ним времени. Кстати, если такая отмена случается после небольшого количества уроков, то у нас применяется перерасчет комиссии с частичным возвратом - смотрите внимательно Правила.

И все-так, брать или не брать?

Наша переписка продолжилась, но от дальнейшего цитирования я здесь воздержусь. Меня очень интересует мнение коллег-репетиторов относительно таких рискованных (сознательно употребляю это слово без иронии, без кавычек) заказов. Как вы решаете этот почти гамлетовский вопрос. Брать или не брать?

Свой ответ я уже дал, он читается в приведенной переписке, но хочу кое-что добавить.

Риск дело благородное. Мне кажется, что профессионал может себе позволить пойти на разумный риск и не делать трагедии из неудачи, если она случится.

Ну, а возвращаясь к конкретной ситуации, из-за которой развернулся наш диалог с репетитором, я вижу несколько возможных вариантов развития событий, если бы заказ был принят.. 

  • Ученица могла бы прийти к выводу о том, что интенсивность занятий нужно резко увеличить. Если у нее действительно приличные навыки понимания, то ее совместные с преподавателем усилия могли бы дать результат. К тому же, мотивация порой творит чудеса. А еще, нужно учесть, что взрослые, имевшие предшествующий опыт изучения языка, очень часто «на всякий случай» занижают свой уровень, обращаясь к новому преподавателю за продолжением занятий. Так что заявление ученицы о том, что с грамматикой плохо, хорошо было бы проверить.

  • Недостижимость цели ­– подготовиться к ЕГЭ в столь ударные сроки ­­– могла бы привести к тому, что ученица осталась с преподавателем и после неудачной попытки выйти на экзамен – для того, чтобы в более реалистичном режиме подготовиться к сдаче экзамена через год. Согласитесь, это далеко не худший вариант.

  • Ну, а если судьба заказа оказалась бы печальной (например, прекращение занятий после двух-трех уроков), то и это все же трагедия: в наших Правилах есть - и прекрасно работает -  положение о перерасчете комиссии в случае, если причиной для прекращения курса стали обстоятельства клиента. Это был бы как раз такой случай.

Обратите внимание: во всех трех вариантах я исхожу из того, что ученица осознанно участвует в определении судьбы своих занятий. 

Коллеги, не осуждайте меня за то, что я, обращаясь к репетиторскому сообществу с вопросом «Брать или не брать?», свой ответ уже по сути дал. Не думайте, что я жду исключительно вашей поддержки мой позиции. Точнее так: буду рад, если кто-то поддержит, но меня очень интересуют мнения и тех, кто со мной не согласен.

Комментарии:

Комментировать
  • Дейнекина Наталья Андреевна
    21.04.2024 19:51
    Я бы согласилась на заказ. Но начала бы занятия с пробного тестирования или проверочной работы. Если большие сомнения, то даже бесплатно. И по результатам тестирования можно выстраивать траекторию занятий. Предложить увеличить число занятий, или увеличить объём самостоятельной работы, если нет возможности проводить занятия. Или действительно предложить начать заниматься, но перенести экзамен на год.

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться