Надежда на то, что «Школа всему научит» может стоить вашему ребёнку места среди лидеров уже в первом классе.
Анатолий Жислин
Намерение написать эту статью возникло у меня спонтанно. Я в качестве редактора нашего блога прочел статью Евы Евгеньевны Крицкой. Прочтите ее сначала, а уже потом продолжите чтение здесь. Мне нравится, что в статье Евы Евгеньевны нет отвлечённых дидактических рассуждений, а есть живой, личный опыт всё «на основе реальных событий». Однако, некоторые выводы вызвали желание возразить.
С некоторым опозданием представляю эпиграф:
Ну что вы жалуетесь, что у вас болит нога! У меня такая же нога, и она не болит!
Подслушано в районной поликлинике
Ева Евгеньевна совершенно права, перечисляя умения, без которых ребёнку в школе будет очень трудно: умение общаться с незнакомыми взрослыми, способность сосредоточиться хотя бы на 45 минут, базовые навыки самообслуживания — например, переодеться на физкультуру в разумные сроки. Всё это действительно важно.
Однако, читатель может вынести из ее статьи и другую мысль: что подготовка по чтению (пусть даже на элементарном уровне) или умение складывать и вычитать в пределах первого десятка — якобы не так уж обязательны. Особенно зацепило меня утверждение:
«…даже если ребёнок, придя в первый класс, не умеет читать и писать – это не страшно. Школа на то и школа, чтобы научили».
Формально верно. А что на практике?
В реальности в классе очень быстро формируются группы «сильных» и «слабых» учеников — и это не только результат оценок учителя. Дети сами участвуют в распределении ролей. Ребёнок, пришедший в школу с хорошими навыками чтения и счёта, чаще оказывается в числе лидеров. Тот, кто пришёл без этих навыков, рискует попасть в число «слабеньких». И эта позиция может закрепиться надолго — иногда на годы.
Поэтому я не согласен с тем, что это «не страшно». Пусть это и не «ужас-ужас-ужас», но очень важно. Если ребёнок сильно отстаёт от одноклассников по чтению и счёту, это способно повлиять на его судьбу далеко за пределами начальной школы.
Можно порадоваться (без всякой иронии) за Еву Евгеньевну и ее ребенка, у которого, все в школе пошло хорошо, но…
Знает ли читатель, сколько детей приходят в один класс? Вроде бы, есть норматив (кажется 25 учеников в классе). А на самом деле?
Я очень сочувствую среднестатистическому директору школы, который, с одной стороны, должен выдержать санитарные нормы по площади в классе на одного ученика, а с другой стороны, не может ущемить конституционное право на образование ребенка, которого привели в школу «по району», но этот ребенок, если его возьмут, будет уже не двадцать шестым, а тридцать третьим, а в отдельных случаях чуть ли не сороковым. Представьте себе, каково учителю в этой ситуации. Сколько у него останется времени на тех, кто только начинает осваивать чтение и счёт? И это без учёта особенных детей на инклюзивном обучении, или тех, кто плохо владеет русским языком — это отдельная тема.
Здесь, конечно, можно порассуждать о системных причинах того, что классы в начальной школе бывают переполнены. Но я сейчас о другом: если речь идет не о каком-то среднестатистическом, а о вашем ребенке, не умеющем накануне 1 сентября читать, то подумайте, что будет правильнее: ждать помощи от учителя и возмущаться, что эта помощь не всегда может быть эффективной из-за перегруженности класса, или попытаться решить проблему «подручными» средствами. Еще раз повторяю: мы сейчас говорим о вашем ребенке, а не о бездушной статистике.
Кстати, о статистике...
Согласно результатам исследований [1]:
57 % первоклассников хорошо готовы по чтению: знают большинство букв, читают слова и предложения,
73 % хорошо готовы по счёту,
93 % – узнают цифры от 1 до 9,
91 % – умеют считать от 1 до 10 и обратно,
69 % – умеют складывать и вычитать числа до 10.
Таким образом, большинство детей приходят в школу с базовыми навыками чтения, счёта и узнавания цифр. Большинство, но... А что делать меньшинству? Оно, между прочим, не такое уж и маленькое.
По аналитическим данным [2]:
65 % детей имеют средний уровень подготовки: умеют читать и считать до 10, но слабее развиты моторика, фонематический слух и внимание.
21 % — не подготовлены: испытывают трудности в речи, внимание нестабильно, делают ошибки при счёте (пропуск, двойной подсчёт).
Простите, но 21% – это жутко много! Я снова радуюсь за детей, которые попадают в благополучные 79%. Не так давно туда же с удовольствием «записал» ребенка моего коллеги: Матвею скоро исполнится четыре года, он уже неплохо складывает числа в пределах десятки и явно вот-вот освоит вычитание. Здорово! Но что делать тем детям (точнее, их родителям), которые попали в меньшинство – 21%?
Вывод:
Речь не о том, чтобы превратить дошкольника в маленького «отличника» ещё до первого звонка. Важно другое — дать ребёнку базу, которая поможет ему чувствовать себя уверенно в классе. Навыки чтения и элементарного счёта — это часть того фундамента, который позволит учителю и самому ребёнку двигаться дальше без постоянного ощущения отставания.
И да! Теперь, думаю, эпиграф про ногу, «которая не болит», понятен всем.
Использованные источники:
1. Г.С. Ковалева, О.В. Даниленко, И.В. Ермакова, Н.В. Нурминская, Н.В. Гапонова, Е.И. Давыдова. О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе).
2. Ткачук О.В. Аналитическая справка "Готовность первоклассников к школьному обучению".


Комментарии:
Комментировать