Первым делом необходимо уточнить, у ребенка нет желания учиться вообще, он не хочет учиться именно в школе, или ему неинтересен какой-то конкретный предмет? Проще всего разобраться с ситуацией, когда в целом все неплохо, но, вот, с физикой, например, не задалось.
Сначала стоит разобраться с внешними факторами: все ли хорошо с уровнем преподавания, не было ли пропусков занятий, после которых ребенок просто отстал от класса. Даже сосед по парте может негативно влиять на учебный процесс, бывает и такое.
Если с этим все хорошо, переходим к внутренним процессам. Поговорите с ребенком и предложите расположить все свои занятия в порядке приоритета от самого интересного к наименее интересному. Можно попросить оценить мотивацию к обучению в баллах от 0 до 10 или от 0 до 100.
Важно помнить, что мотивация и любовь к обучению - разные вещи. В первом случае, ребенок сможет преодолеть трудности в обучении, потому что видит цель, которая стоит за этими трудностями. Во втором же он учится просто потому, что ему интересен и нравится сам процесс. Можно иметь мотивацию для изучения нелюбимого предмета, но заставить себя полюбить определенную дисциплину практически невозможно, да и нужно ли?
Обсудите полученные результаты, спросите, почему он поставил такую оценку каждому предмету. Про дисциплины, получившие наименьший балл расспросите отдельно: для чего ему может пригодиться это предмет, как можно помочь ребенку справиться с ним.
Бывает, что все решается, когда ребенок начинает получать необходимое ему количество позитивной обратной связи (это количество у каждого ребенка разное). Вспомните, как часто вы хвалите ребенка? А критикуете? Чаще? В идеале на три похвалы должно приходиться только одно критическое высказывание. При этом хвалить нужно самого ребенка, а критиковать только его поступок.
Чем младше ребенок, тем сложнее ему развивать внутреннюю мотивацию, поэтому в начальном образовании так развита простейшая система геймификации, когда за хорошую работу на уроке или дома ребенок получаем наклейку или маленький подарок. Детей постарше приходится мотивировать уже более сложными способами, зато и результат получается “долгоиграющий”. Один из способов работы с внутренней мотивацией - объяснить ребенку, как неинтересный предмет может помочь ему стать успешным в интересной для него сфере. Программируешь? Без английского просто никуда. Хочешь стать юристом? А как же без литературы? Речи в судебном заседании будут ярче, если добавлять в них цитаты. И так далее.
Пожалуй, именно эта часть самая сложная: объяснить ребенку как важен и нужен ему задвинутый на задворки предмет.
Отличный способ поднять мотивацию - создавать ситуации успеха для ребенка. Это может делать как преподаватель, так и вы, если самостоятельно занимаетесь с ребенком. Давайте ему несложные задания с которыми он гарантированно справится. И только потом переходите к сложным. Такой подход взращивает уверенность в себе и помогает справляться с более сложными задачами.
Бывает и такое, что ребенку просто не подходит способ обучения - учитель ведет уроки ради галочки, объясняет непонятно или дает устаревшую информацию, хотя в этой сфере уже столько нового произошло! Здесь может помочь подача материала в иной форме - видео, аудио, репетиторы. Есть немало случаев, когда ребенок начал интересоваться предметом, попав на необычные ролики в тиктоке.
Личный опыт. Когда я училась в школе, у нас не было кабинета химии. Соответственно, ни о каких опытах не было и речи, а вся химия была в тетрадях. Какой уж тут интерес. Когда я перешла в другую школу, там оказался полностью оснащенный кабинет, и опыты разрешалось делать самостоятельно под присмотром учителя. Химия стала одним из самых любимых моих предметов.
Важно, чтобы обучение было разнообразным, благо сейчас есть масса возможностей для этого. Предложите ребенку несколько таких вариантов на выбор.
Еще один значимый критерий - видимость результата обучения. Участие в олимпиадах, грамоты, медали, кубки - все это выставляется на видное место и с гордостью демонстрируется гостям. Независимо от предмета или дисциплины. Иногда бывает так, что родители не хвалят ребенка за успехи в предмете, который он уже мотивирован изучать “а, подумаешь, математика тебе всегда хорошо давалась. Вот когда по русскому 5 за четверть получишь, тогда и похвалим”. Не стоит так делать.
И последнее - ребенок должен иметь допустимый уровень самостоятельности в обучении. У младшеклассников он, разумеется, ниже, а по мере взросления увеличивается. Но в любом возрасте не стоит бросать ребенка один на один со школьными проблемами. Он должен знать, что вы всегда на его стороне, поможете и подскажете. При этом нужно не уходить в избыточный контроль и пристально следить за тем, что происходит в школе. Это способно отбить все желание изучать даже самые любимые предметы.
Вот и все. Теперь, чтобы все это заработало, нужно ежедневно делать маленькие шаги и выстраивать систему. Прямо сейчас сделайте первый шаг - найдите что-то, за что вы сможете похвалить ребенка. И продолжайте делать это каждый день.
А увлеченных преподавателей, которые покажут ребенку новый и интересный мир, вы можете найти на нашем сайте.
Комментарии:
Комментировать