Вообще, все, что во время занятия не поддается контролю – это все вред. Если, к примеру, ученик на уроке математики читает из-под парты книгу – это не очень полезно для математики. Даже если он расшифровывает берестяную грамоту, ибо всему свое время.
Конечно, отвлечься на тот же смартфон легко: там всякие игры, там всякие чаты, там всякие приколы… А вот можно ли тот же смартфон использовать как помощника в обучении?
Можно, но это требует от педагога определенного мастерства, потому что руку на телефоне пульсе надо держать все время. Зато представьте себе, как удивятся ученики, когда вы деловито скажете:
А теперь быстро достаньте телефоны. И не смейте убирать!
Перечислю хотя бы те методы использования смартфонов, с которыми сталкивалась лично я.
Проведение викторины или квиза. Или даже проверочной работы.
Разумеется, все должно быть подготовлено заранее. И главное условие – работа выполняется в очень быстром темпе. Чуть замедлишься – дети тут же переключат вкладку в смартфоне на что-то свое. В таких случаях советуют установить некий лимит времени на каждый ответ, чтобы не было соблазна отвлечься.
Визуализация теории.
Вам что-то описывают. Но, согласитесь, лучше один раз увидеть.
На истории можно найти фото той или иной достопримечательности. На географии – нужную местность, город, интерактивную карту. На литературе – иллюстрации известных художников к произведению. На химии или физике – посмотреть видеообзор практической работы, если нет возможности проделать ее в классе.
Поиск дополнительных сведений к материалу.
Как-то мы с учениками читали текст о секретном Санте. И им стало интересно, а что с ним было дальше. Они моментально залезли в телефоны, нашли о нем информацию, нашли его фото и фото его семьи. Разумеется, они и текст после этого запомнили и пересказали лучше.
Использование в качестве звукового словаря и диктофона.
Можно быстро найти слово, послушать, как оно звучит (причем если это английский, то можно сравнить британское и американское произношение).
Можно записать свой ответ, тут же послать учителю, обменяться записями с одноклассниками для взаимопроверки. Напомню, что в ОГЭ и ЕГЭ есть устная часть, так что подобные записи часто необходимы. А как их максимально быстро сделать? Так ведь с помощью смартфона.
Все это я написала только о телефоне. А ведь есть еще проектор, интерактивная доска… Можно показывать на большом экране отрывки из видео, те же опыты по химии или физике, наглядное решение каких-то пространственных задач по геометрии.
Много чего можно, было бы желание и фантазия. И умеренность, конечно. Потому что базировать весь урок только на гаджетах тоже не стоит, будет информационная и визуальная «перегрузка». И, разумеется, использование гаджетов ни в коем случае не отменяет стандартных методов обучения и стандартных же используемых образовательных ресурсов: учебника, доски и мела))
Комментарии:
Комментировать