Школа для репетиторов. Учимся преподавать дистанционно

Школа для репетиторов. Учимся преподавать дистанционно

Школа для репетиторов. Учимся преподавать дистанционно.

Беседуем с Татьяной Красюк, руководителем Школы репетиторов для онлайн-педагогов.

Татьяна Витальевна Красюк, выпускница Физфака МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат физмат наук, автор нескольких десятков научных работ. Преподавала физику и математику в вузах и в школе, занимаясь параллельно репетиторской деятельностью со школьниками. С 2017 года Татьяна Красюк руководит необычной Интернет-школой репетиторов, в которой учатся преподаватели, решившие освоить методику дистанционного преподавания.

Беседа состоялась 21 ноября 2019.

Вопросы Татьяне Красюк задавал Анатолий Жислин (Repetitor.ru).

Как вы пришли к дистанционному преподаванию?

Первоначально я пришла к этому не как репетитор. Мой старт в самостоятельную жизнь совпал с перестройкой 80-ых. После Физфака МГУ я закончила аспирантуру, работала там же, на Физфаке, научным сотрудником, занималась спортом и не планировала быть педагогом, но ко мне часто обращались знакомые с просьбой помочь их детям по математике и физике в подготовке в поступлению в вузы. Так началась моя деятельность в качестве репетитора. Параллельно стала преподавать физику и математику студентам в вузе, а также в профильных школах, но заниматься в индивидуальном формате со школьниками мне нравилось больше: дети совершенно по-другому вели себя на занятии, были хорошо мотивированы и настроены на серьезную работу. Мне повезло, у меня была возможность заниматься с учениками в свободных аудиториях в том же вузе, где работала. Иногда я проводила одновременно занятия с двумя-тремя учениками. По домам не ездила.

Время шло, уровень подготовки абитуриентов стремительно падал. Появился ЕГЭ. К 2012 году решила, что мне нужно бежать из вуза. Туда пришла из средней школы система, в которой требовалось ставить положительные оценки всем студентам любой ценой. Периодически на кафедру приходил зам. декана и на полном серьезе объяснял, как нужно ставить положительную оценку студентам, которые вообще (понимать дословно: вообще!) не ходили на занятия.

Я полностью переключилась на научную работу, при этом не бросала своих частных учеников, но встала проблема, где заниматься, и не всегда эта проблема решалась хорошо. Пришлось сократить объем репетиторской работы. Параллельно начала искать источники дополнительного заработка через Интернет: копирайтинг и много чего еще, даже биржевая торговля, благо как математик понимала статистическую составляющую и методы прогнозирования. Однако… эти варианты мне не подошли.

Однажды мне на глаза попалось рекламное видео “Как я проснулся миллионером”. Речь шла об инфобизнесе, по-другому, об образовательном бизнесе в интернете. Я посмеялась, но решила посмотреть. И… эврика! Дело не в миллионах, но это было то, что я искала так долго, это для меня! В интернете много обучающих курсов: как похудеть, как лечиться, как жениться, как шить-вышивать… Так почему же и педагоги не могут вести свою деятельность в таком же формате?

Я стала посещать вебинары и учиться дистанционно на различных бизнес-курсах, благодаря которым должна была стать миллионершей. Пока не стала, но твердо уверилась в том, что инфобизнес снимает все ограничения на уровень дохода. Здесь нет финансового потолка, так как информационные технологии позволяют работать с неограниченной аудиторией. Я освоила много полезных навыков: научилась использовать все возможности скайпа и других средств коммуникации, проводить вебинары, записывать видеоуроки, разрабатывать и рекламировать образовательные курсы в различных форматах.

Обучаясь через Интернет на курсах по инфобизнесу, я познакомилась с интересными людьми. То, что все мы жили в разных городах, не препятствовало общению. Мои сокурсники часто просили меня взяться за занятия с их детьми, причем с самого начала предполагалось, что занятия будут дистанционными, ведь родители таких учеников уже прониклись доверием к идее дистанционного обучения. Кстати, даже в случаях, когда нужно было позаниматься с ребенком, живущим, как и я, в Москве, имелись в виду занятия дистанционные. Так я активизировала свою репетиторскую деятельность, но уже никто никуда не ездил, занятия проводились исключительно по скайпу

Какими программными инструментами вы пользовались тогда?

Поначалу мое оснащение для дистанционных занятий состояло лишь из уверенного владения скайпом и офисными программами. Ну, к этому можно добавить, что я хорошо умела делать презентации. На занятиях я использовала показ рабочего стола в скайпе и собственные презентации, которые готовила заранее, но могла при необходимости оперативно отредактировать презентацию прямо во время урока.

Занятия пошли успешно, включилось сарафанное радио и я стала получить новые предложения. Поначалу занятия были только индивидуальными, но как-то раз одна из моих коллег по курсам собрала виртуальную группу школьников, находящихся на домашнем обучении, и попросила меня взяться за них. Оказалось, групповое обучение в дистанционном режиме также возможно, даже с учениками младших классов. К этому времени диапазон инструментов расширился, я использовала разные средства связи, не только скайп, стала записывать видеоуроки.

Будет ли правильно сказать, что вы стали заниматься дистанционным обучением в основном под влиянием окружения?

Как репетитор - да. Но это не все. Я поняла, что мои умения проводить онлайн-занятия и строить бизнес в интернете будут полезны коллегам-педагогам. Эта аудитория мне знакома, каждую проблему, встающую перед ними, я испытала сама, каждый инструмент попробовала лично. Мне захотелось сделать жизнь коллег лучше и свободнее. Так появилась Школа репетиторов. Это было в марте 2017 года.

В моем окружении всегда было много учителей, преподавателей вузов. И на бизнес-курсах, где я училась, я встречала много коллег . Но эти курсы имели иную специфику, более прагматичную, иногда даже не очень этичную. При этом, многие инструменты, необходимые именно педагогам, там не проходили. И методы продвижения своих услуг там изучали тоже совсем другие. Для педагогов ничего подходящего не было.

В какой-то момент я даже посчитала, что занятия математикой и физикой с детьми, для меня эпизод, а вот занятия с коллегами стали постоянным и основным делом, но вскоре пришло понимание, что мне необходимо подтверждать собственным примером все, чему я стала учить коллег в Школе репетиторов.

В какой пропорции сейчас вы делите силы и время между занятиями с детьми и вашей работой с коллегами в интернет-школе репетиторов?

Поровну, если говорить о рабочем времени. А если учесть время, потраченное «за кадром» (обдумывание, составление планов), то Школе репетиторов достается больше половины.

Будет ли правильно назвать вас методистом?

У меня есть авторские методики, авторские курсы, а также методика структурирования учебных программ, но я не уверена, что меня нужно называть методистом. Для этого я все же слишком люблю математику и физику. Если мне попадается незнакомая трудная задачка, то я просто ловлю кайф от занятия, а если на занятии все идет легко и просто, то мне это не очень интересно.

Какая из форм преподавания – традиционная или дистанционная комфортнее для вас как для преподавателя? И как по вашему мнению на этот же вопрос могли бы ответить ученики?

Для меня однозначно комфортнее дистанционная форма. Не надо никуда ехать, что бывает актуально, в том числе, в период эпидемий гриппа. Можно удобно расположиться на своем домашнем рабочем месте с чашечкой чая. Можно экономить силы, время и даже деньги на проезд в транспорте. За то время, которое я затратила бы на очное занятие, я могу онлайн провести 3-4 урока, учитывая московские расстояния и пробки. Дистанционная работа позволяет мне круглый год жить на даче, а когда я выезжаю на море, не приходится прерывать занятия.

Кстати, для учеников и их родителей онлайн-занятия тоже удобны и выгодны. Ребёнок занимается в своей привычной комфортной обстановке, в доме нет посторонних. Пропусков и отмен занятий по причинам, связанным со здоровьем, становится значительно меньше. Родителям не надо возить ребенка на другой конец города в любую погоду, волноваться и встречать его поздно вечером.

Что касается подготовки материалов к занятию, то для меня сейчас эти две формы стали примерно равноценны, однако очно я не работаю уже 3 года. Раньше я готовила к занятиям презентации, это требовало времени. Теперь я использую на занятиях виртуальную доску. Благодаря этому время подготовки дистанционного и очного занятий для меня стало примерно одинаковым. Кроме того, однажды подготовленная презентация, интерактивные задания и другие материалы служат долго. Чем больше работаешь онлайн, тем меньше времени тратишь на подготовку.

На виртуальной доске я пишу, в том числе, и формулы. Или даже печатаю формулы в специальном редакторе. Все, что я делаю на доске, записывается и автоматически сохраняется. Получается своеобразная бесконечная общая тетрадь. Это позволяет ученику в любой момент воспользоваться записями, а педагогу использовать материал проведенного занятия в качестве основы методических разработок.

Многие ученики также охотно используют во время занятий виртуальную доску, но кому-то удобнее вести записи в обычной тетрадке. Я в этом плане подстраиваюсь под склонности ученика.

Вопрос из реальной практики. Допустим, вам пришлось заменить внезапно заболевшего коллегу и прочитать за него лекцию. Предмет вам хорошо знаком, но на подготовку к лекции времени не было. Вы входите в аудиторию, смотрите в конспекты студентов, за две минуты уясняете, с чего нужно начать. Дальше все, что нужно, вы сумеете написать и нарисовать на доске. А что будет, если вы начинаете дистанционное занятие, но никаких заранее подготовленных презентаций с картинками и формулами у вас под рукой нет?

Будет точно так же, если я буду использовать виртуальную доску.

А насколько вам удается видеть, что и как делает во время занятия ученик? Ведь, если вы сидите с учеником за одним столом, то вы видите все, что он пишет и рисует. А что будет во время дистанционного занятия?

Это самое интересное! Я даю ученику доступ на виртуальную доску. Если же я веду групповое занятие, то на доске могут писать и рисовать несколько учеников, причем на экране возникает значок, показывающий кто именно сейчас рисует или пишет. При этом я могу еще и держать в близком доступе презентацию и при необходимости переключать показ на нее. А еще, бывает, что в ходе индивидуального занятия ученик просит рассмотреть какую-то задачу или раздел теории. При проведении дистанционного занятия я могу очень оперативно найти необходимый материал в Интернете, в том числе, иллюстрации (благо, уже хорошо знаю, где что взять). При проведении традиционного занятия такой мобильности не будет.

Вы используете только виртуальную доску?

Есть и другие сервисы, которые позволяют работать одновременно с документами, рисунками, презентациями. Плюс к тому, есть возможности записывать занятия. Правда, об этом редко просят старшие ученики, а вот родителям младших учеников это часто оказывается нужно. Это удобно. Запись можно в любой момент посмотреть снова.

Когда мы проводим занятия, нам важно, ведет ли ученик конспект, и как он это делает. В минимальном случае конспектирование сводится к диктанту, в лучших случаях ученик не просто записывает, а одновременно осмысливает материал. Нет ли риска потерять эту возможность, если ученику достается готовая запись, к которой не приложен его собственный труд?

Это прежде всего вопрос мотивации. Некоторые ученики предпочитают ведение собственного конспекта в тетради, а на доске во время занятия пишет главным образом преподаватель.

Кроме мотивации, еще важна и цель занятия. Если это – подготовка к ЕГЭ при условии, что основная теоретическая база уже освоена, то на важное место выходит «нарёшивание» задач. В этом случае вопрос о ведении конспекта обычно не встает. А вот если нужно основательно повторить теоретический материал, то ученик ведет традиционный конспект.

Вернемся к вашей Школе репетиторов. Кто учится?

Большую часть составляют женщины. Педагоги-мужчины приходят на вебинары, но редко вступают в регулярный учебный процесс (замечание интервьюера: уместно вспомнить изречение Л.Д.Ландау: «Учеба – любимое занятие женщин»).

Что касается возраста, то можно сказать так: тридцать пять плюс. Даже, в большей степени, сорок плюс. Верхняя граница не просматривается, есть даже ученики, перешагнувшие рубеж шестидесяти лет.

Заметно присутствие школьных учителей, которые хотят расстаться со школой и готовятся к жизни после того, как это произойдет.

Если говорить о владении компьютером, то в типичном случае этот уровень невысок, даже если речь идет о преподавателях математики и физики. Ну, они умеют его включать, выключать, что-нибудь посмотреть в интернете, использовать Word. И это, в общем, все. Заниматься с ними приходится, выражаясь фигурально, «держа за ручку», помогая осваивать навыки, необходимые онлайн-педагогу. Мы даже начали включать в курсы специальные уроки нашего специалиста по компьютерным технологиям, который готовит отдельный курс для начинающих пользователей.

У вас учатся только «классово близкие» вам математики и физики, или также и преподаватели других предметов?

Учатся преподаватели самых разных дисциплин. Даже логопеды и психологи есть. Многих привлекает, что мы касаемся и таких задач, как методы продвижения себя в Интернете, но в нашей школе много и учителей, которые пришли именно за навыками дистанционного преподавания. Иногда встречаются интересные случаи. Например, учителя, готовящие детей к школе и помогающие ребенку (через Интернет!) освоить навык чистописания, они находят специальные методики для этого.

Учитываете ли вы в вашей работе с преподавателем специфику предмета, который он преподает?

В процессе обучения онлайн-педагога нужно освоить некие общие навыки и методики, но должна быть и специальная часть, фокусирующаяся на конкретном предмете. Так например, мы обучаем работе с двумя различными виртуальными досками: одна удобна для преподавания «точных» наук (математика, физика), другую предпочитают преподаватели-гуманитарии.

Заходят ли в вашу школу преподаватели языков?

Да, и много! Они себя прекрасно чувствуют у нас. Более того, онлайн-обучение в их сфере уже имеет развитые традиции. Для них все это не в диковинку. Они очень активны в использовании многочисленных интернет-ресурсов для создания интерактивных упражнений. Часто их основной целью обучения является освоение методов дистанционных групповых занятий языками. Кроме того, им всегда интересны технологии набора онлайн-учеников.

Ваша школа – это собственно учебный курс, или в большей степени клуб?

Во-первых, правильно говорить не о курсе, а о системной многоуровневой программе, включающей курсы для преподавателей, которые преследуют различные цели: кто-то хочет сделать первые шаги в дистанционных индивидуальных занятиях, а кто-то готовится к открытию собственной онлайн-школы. Клуб у нас также есть, причем доступ в этот клуб получают не все, а лишь те, кто прошли обучение в школе. Члены клуба еженедельно проводят виртуальные встречи, находят там поддержку друг друга и мою, конечно. Часто результатом таких встреч является идея провести конкретный короткий курс или занятие и поручить это одному из членов клуба. Результат оказывается аналогом того, что в старые времена называлось научно-методический семинар.

Насколько велика ваша аудитория?

На этот вопрос нет однозначного ответа. У нас очень разная аудитория. И очень закрытая. Частенько коллеги присматриваются несколько месяцев, только потом проявляют активность.

В группе “Школа репетиторов Татьяны Красюк” (https://vk.com/educational_centre) на этот момент 3280 подписчиков. Вторая группа - “Современный педагог” (https://vk.com/school4teachers) постепенно переходит в статус методического отдела. Здесь у нас развивается специальная форма общения педагогов - виртуальные кафедры, где все настроено на работу с преподавателями конкретных предметов. Уже активно работают кафедра математики, кафедра истории и обществознания, начала работу кафедра биологии и химии, на подходе – кафедра физики.

Еще один проект Школы - закрытый ВИП клуб. Это постоянные активные члены закрытого клуба. Прирост идет, но не очень быстро, потому что мы туда не пускаем новичков. Кроме того, в клубе есть абонементная плата. Она невелика, но кого-то, несомненно, останавливает. Введена она в качестве некоторого фильтра, чтобы на виртуальных занятиях клуба присутствовали только подготовленные и действительно мотивированные участники. В закрытой группе клуба выкладываются полезные материалы, связанные с новинками в области технологий проведения дистанционных занятий и продвижения услуг в интернете.

Кроме клубных встреч у нас проходят еженедельные бесплатные вебинары по разным темам, связанным с дистанционным обучением и развитием образовательного бизнеса. Количество посетителей вебинаров – в среднем около ста человек. На вебинары ходят как новички, так и выпускники наших курсов.

Между вебинарами проходят обучающие мероприятия в открытой группе в ВКонтакте. Формы их различны: марафон, практикум, факультатив, коллоквиум и т.д. Это поддерживает общение и обмен опытом между коллегами. Обычно в качестве «затравки» используется интересный материал (статья, видео) и к нему даются одно или несколько заданий или вопросов. Участие дает право на получение бонусов при использовании наших платных ресурсов, например, доступ к платному архиву вебинаров.

Вот свежий пример. Недавно мы провели педагогическую разминку “Интерактивный подход в дистанционном обучении”, занятие можно посмотреть здесь: https://vk.com/@educational_centre-interaktivnyi-podhod-14.

Конечно, есть в Школе репетиторов и платные курсы.

Хочу добавить, что несмотря на то, что наша Интернет-школа репетиторов на своих знаменах написала крупными буквами «Дистанционное обучение», мы не чувствуем каких-то строгих границ, связанных с этим. Многие наши выпускники и участники клуба сочетают преподавание и в дистанционной, и в традиционной формах, но они и в традиционной форме успешно используют новые наработки.

Татьяна, спасибо вам за беседу. Уверен, что среди репетиторов, сотрудничающих с нашим сервисом Repetitor.ru, есть много ваших последователей. Будете ли вы рады их видеть среди учеников школы и участников той интересной жизни, которая идет вокруг школы?

Мы всегда рады пополнению наших рядов. Приходите на вебинары по вторникам, задавайте вопросы. Это можно сделать, отправив сообщение в группу: https://vk.com/im?media=&sel=-129293574 .

 

Комментарии:

Комментировать
  • Кадулина Нина Михайловна
    01.12.2019 23:54
    Школа репетиторов Т. Красюк - это новое слово в непрерывном образовании педагогов. Благодаря логически выстроенной системе обучения, основанной на методологии с продуманным и профессиональным методическим сопровождением, репетиторы обретают на каждой ступени обучения (на каждом курсе) реальную готовность работы в онлайн. Высокие цели и устойчивую мотивацию курсантам задает создатель Школы Татьяна Витальевна, а техническое сопровождение обеспечивают высококлассные специалисты Школы.

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться