Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике. Что учесть в первую очередь

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике. Что учесть в первую очередь

Виктория Кочерова

 

При поступлении в университет каждый абитуриент участвует в конкурсе с суммой баллов, набранных на ЕГЭ, и начисленных за достижения. Однако, за достижения можно набрать максимально 10 баллов, в то время как на трёх ЕГЭ (если вуз принимает по сумме трёх) можно заработать до 300. Именно подготовка к ЕГЭ и ожидаемая сумма баллов так сильно беспокоят каждого абитуриента, и не только его: о результатах ЕГЭ переживает и семья, родители школьников часто задумываются: а можно ли подготовиться к ЕГЭ самостоятельно? Можно ли человека на ЕГЭ "натаскать"? Что лучше - репетитор или курсы по подготовке к ЕГЭ? Если курсы, то какие? Если репетитор, то как выбрать? На чем сосредоточиться при подготовке к ЕГЭ?

Обсудим эти вопросы в контексте подготовки к ЕГЭ по математике - разумеется, профильной: во-первых, базовая математика никому при поступлении не нужна, а во-вторых, если человек доучился до 11 класса и имеет хотя бы натянутую тройку, то сдать "математику базу" для него проблемой не будет).

Обсуждая подготовку к ЕГЭ, мы, разумеется, помним, что по окончании девятого класса сдается еще и другой экзамен по математике – ОГЭ. Немного упрощая действительность, можно сказать, что при подготовке к ОГЭ по математике работают те же закономерности, что и при подготовке к ЕГЭ, но объем материала, проверяемого на ОГЭ, меньше, и сам экзамен проще. Этот экзамен можно считать сильно заблаговременной репетицией ЕГЭ. Закономерно ЕГЭ больше обсуждают, его больше опасаются, к нему старательней готовятся, так что о нем и поговорим.

Что включает в себя подготовка к ЕГЭ по математике?

Часто высказываются мнения, что на ЕГЭ "надо угадать", "нужно всего лишь расставить галочки", а следовательно "вообще можно натаскать на ЕГЭ". Это, разумеется, не так. ЕГЭ уже давно стал тем самым "нормальным экзаменом": здесь надо и продемонстрировать умение решать различные задачи, и показать знание формул и теорем (причем не просто выписать сами формулы или теоремы, но уметь применить их в определенной ситуации), а последние задания из второй части и вовсе ближе к олимпиадной математике, чем к школьной программе.

Помимо достойных знаний для успешной сдачи ЕГЭ по математике нужно уметь распределять свои силы и время на экзамене. Так, к примеру, можно часа полтора потратить на решение геометрической задачи или задания с параметром, потом еще минут 20 переписывать решение с черновика (чтобы было не только правильно и подробно, но и красиво), а в итоге из-за нехватки времени не успеть решить простые задания из первой части, потерять баллы. Чтобы этого не произошло, нужно много тренироваться и хорошо знать свои сильные и слабые стороны, не теряться, не бояться, не паниковать.

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по математике и сдать на высокий балл. Реально ли?

Для начала определим, что такое "высокий балл на ЕГЭ по профильной математике". Сразу скажу, он для каждого свой. Кому-то девяносто баллов мало, а кто-то рад и пятидесяти. Установки и ожидания зависят и от уровня подготовки, и от способностей (не только математических, но и в принципе способностей – к обучению и к самоорганизации), и от стремления школьника поступить в тот или иной вуз. Казалось бы, зависимость вырисовывается очень простая: чем выше хочется балл, тем сложнее готовиться самому. Это почти так, но не всегда: талантливому ребенку, постоянному участнику математических "кружков", олимпиад и конференций набрать 70+ без посторонней помощи будет легче, чем сдать на 50+ ученику с ленцой, плохо посещающему даже школьные уроки по математике.

Итак, подготовка – это не только знание формул и теорем, это еще и умение решать задачи, формирование правильной психологической установки, навыки тайм-менеджмента. Опыт показывает, что полностью самостоятельно подготовиться и получить заветные 90+ могут лишь единицы учеников – те самые уникумы, которые и предмет знают отлично, и распределять время и силы умеют, и нюансы правил ЕГЭ сами изучили. В большинстве же случаев школьнику нужна помощь, и это нормально: ценность экзамена очень высока, а подготовка нужна всесторонняя и объемная.

Какой должна быть подготовка к ЕГЭ по математике? Когда начинать готовиться? За сколько времени реально подготовиться?

Это тоже часто задаваемые вопросы. И дети, и родители спрашивают об этом, например, школьного учителя математики: "А когда мы уже начнем готовиться к ЕГЭ?", не понимая, что ученик готовится к ЕГЭ по математике на каждом уроке математики. Подготовка к ЕГЭ – не только решение задач из сборника, это в первую очередь знание предмета. Можно сколько угодно любоваться на задачи, скажем, по теории вероятностей, но, если саму тему не знаешь, определения не понимаешь, а формул в глаза не видел, то не решишь. Ровно так обстоят дела и с другими темами. Каждый урок, каждая алгебра, каждая геометрия по крупицам закладывают фундамент будущих баллов на экзамене, будь то ОГЭ, ЕГЭ или даже вузовские ДВИ.

Потому и ответ на вопрос "Когда же начать готовиться к ЕГЭ по математике?" чрезвычайно прост: вы уже начали готовиться. Прямо с первого класса, когда учились складывать 2+2, когда во втором классе учили таблицу умножения, когда изучали квадратные уравнения в 7 классе, когда проходили вписанные и описанные окружности на геометрии, когда учили свойства логарифмов, определяли промежутки возрастания и убывания функции и т.д.

Впрочем, изучение формата экзамена и прорешивание задач "как на ЕГЭ" – это тоже важно. И здесь нет единого универсального рецепта: кто-то схватывает налету, кому-то для формирования навыков и умений требуется время. Задачи на ЕГЭ надо не просто решить, желательно это сделать быстро (т.е. оптимальным, коротким способом) и – это актуально для второй части – правильно оформить. Причем, еще нужно и уложиться в отведенное время, да!

В итоге получаем, что подготовка к ЕГЭ в идеале должна держаться на трех китах: а) знание предмета; б) знание требований к оформлению и в) тайм-менеджмент и психология.

Собственно, при наличии пробелов в одном или нескольких пунктах и появляется необходимость в сторонней помощи - например, помощи репетитора или курсов.

Как определить, есть ли проблема и где?

Ответ прост: спросить. В первую очередь, конечно, самого ученика. Но этим нельзя ограничиваться, поскольку не каждый школьник может видеть, признавать и правильно формулировать свою проблему. Здесь на помощь придет независимая диагностика и/или пробные ЕГЭ. Консультация с экспертом, который оценит "состояние дел", обратная связь после пробника, да и сами баллы пробных ЕГЭ и ощущения ученика – все это даст много информации и позволит сделать выводы о том, чего именно не хватает для успеха.

А еще, важно определить для себя критерии успеха (мы ведь помним, что они у каждого свои): что будет отличным результатом, что – достойным, а что -–приемлемым. К примеру, хочу набрать 85-90 баллов по математике, буду рад 80+, не расстроюсь, если наберу 72+ (определиться с конкретными значениями поможет оценка уровня владения предметом и перспектив: если в вузе на специальности, куда хочет поступить абитуриент, средний балл стабильно 225 по трем ЕГЭ, то для поступления неплохо бы иметь по 75+ на каждом экзамене). Затем, понимая цель и видя препятствия, можно начинать работу по устранению этих препятствий и достижению поставленной цели.

Нужно помнить и о том, что ЕГЭ по математике – далеко не конечный рубеж. Для тех, кому предстоит продолжить изучение математики в университете, подготовка к ЕГЭ – хороший способ заложить основы последующих успехов. Без крепкого фундамента (знаний по школьному курсу математики) будет крайне сложно продолжить обучение в университете по многим специальностям.

Что выбрать - репетитор по математике или курсы?

Это опять-таки вопрос индивидуальных предпочтений и потребностей конкретного ученика. Курсы по математике, на мой взгляд, могут помочь "прокачать" слабые места именно в самом предмете: больше заданий по определенной теме, подробный разбор какого-то типа заданий и т.д. Бывает и прорешивание вариантов, и это тоже важно и полезно. С репетитором проработка материала, как вы понимаете, происходит более индивидуально, в комфортном именно для данного ученика темпе, по индивидуальному плану. А еще можно рассматривать исключительно определенные темы – те, где трудно именно этому школьнику.

Разумеется, ваш преподаватель должен знать не только сам предмет, но и понимать специфику экзамена, будь то ЕГЭ или ОГЭ. Кто-то является экспертом ЕГЭ, кто-то имеет опыт проверки/проведения, кто-то из репетиторов и сам периодически сдает ЕГЭ – зная все механизмы, преподаватель сможет больше полезного дать ученику.

 

 

Автор – Виктория Кочерова, окончила Математический факультет Ярославского гос. университета им. П.Г.Демидова, в настоящее время работает там же старшим преподавателем кафедры дифференциальных уравнений, в силу своих служебных обязанностей вовлечена в процесс конкурсного отбора абитуриентов. Много и активно путешествует, ведет популярный блог.

 

Комментарии:

Комментировать
    Нет комментариев

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться