Проблема отсутствия мотивации к учебе – пожалуй, первое, с чем сталкиваются родители, когда речь заходит о серьезных занятиях. Конечно, хочется, чтобы кто-то выдал «золотой стандарт»: делай так-то и на выходе получишь мотивированного ребенка. К сожалению, так не получится.
Мотивация зависит от многих факторов – возраста, характера, темперамента, и даже физических данных ребенка. К каждому требуется индивидуальный подход с учетом его особенностей.
Мотивация в начальной школе
Чаще всего у младших школьников внешняя мотивация просто отсутствует. Вы можете долго и нудно объяснять ребенку, что учится он для себя, в расчете на будущее, но вряд ли это дойдет до его сознания. Маленькие дети учатся для вас или для учителя, ради похвалы и признания.
Не надоедайте ребенку нотациями, а сделайте ставку на любознательность и поощрение. Школьника интересуют не русский и математика, а динозавры или розовые пони? Составляйте задачи и пишите диктанты на интересующие его темы. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.
Что касается английского, то тут еще проще. Считаем не абстрактные цифры, а фей, трансформеров, хлебоуток. Заодно можно пару-тройку новых слов выучить. Кстати, тут можно немножко «оттолкнуться» от унылых заданий в школе. Для школы пишем скучное письмо Васе Иванову с соседней улицы, а вместе с мамой – послание феям Винкс или Гарри Поттеру, или…вам лучше знать. Причем пишем на выбранной вместе с ребенком цветной бумаге, украшаем рисунками, наклейками.
Также отлично срабатывает всем известный прием: посмотрите, что нравится ребенку, и делайте это в виде вознаграждения за хорошую работу в конце занятия. Опять же, тут вам виднее. Кто-то минут пять поиграет в английскую обучающую игру на компьютере, кто-то посмотрит мультфильм, кто-то захочет нарисовать картинки к выученным словам.
Мотивация в средней школе
Переход в пятый класс – серьезное испытание для ребенка. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. На этом этапе важно слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в помощи родителей или старших наставников.
Часто ребенок осознает, что он не успевает выучить всего, что задают. От этого он впадает в стрессовое состояние и может перестать заниматься вообще. У него пропадает интерес к учебе.
Интерес – это ведь вообще дело тонкое. Обычно предмет интересен, если по нему все получается. Перестает получаться, начинаются трудности – интерес пропадает.
Здесь желательно научить ребенка правильно распределять учебную нагрузку. Возможно, иногда стоит просто отпустить ситуацию.
К примеру, у меня был ученик, который прекрасно справлялся с английским на уровне начальной школы. А как только стало чуть серьезнее – учебник другой, цветных картинок меньше, развлечений на занятии меньше – увидел, что учить язык тяжеловато. Но, согласитесь, с учеником 5-6 класса уже не будешь выплясывать, как с второклассником. Понятно, что развлекательный компонент уменьшается.
Помнится, мальчик тогда резко «покатился» вниз, оценки ухудшились, домашние задания делал через пень-колоду, у меня занимался тоже для галочки. Наверное, около года мы проработали в таком режиме и никакие мои мотивационные беседы и подходы не помогали:
Мультфильмы и фильмы на английском? Он и на русском прекрасно посмотрит.
Книги? Он и на русском не читает, скукота.
Общаться с ровесниками из других стран? У него и здесь друзей полно, зачем ему из других стран? В крайнем случае, электронный переводчик есть.
Язык по работе в будущем пригодится? А он у нас в стране работать будет. А, если что, переводчики есть. Те же электронные.
В результате мы с его родителями решили оставить его в покое. Но занятия продолжали. Я только старалась делать их максимально разнообразными.
А через год как будто у него в голове что-то щелкнуло. Нет, он не стал фанатом изучениям языка. Но заниматься начал. Как он объяснил:
Я понял, что от школы все равно никуда не деться. А плохие оценки – это проблемы. Они мне нужны? А когда ты на хорошем счету, то и учиться легче. И потом, если я дальше решу учиться, все равно английский везде будет, так чтобы потом не париться, проще уж сейчас что-то выучить.
Мотивация в старшей школе
А вот здесь, пожалуй, внешняя мотивация уже не особо нужна. Ибо надвигается великий и ужасный ЕГЭ - головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Обычно годам к 16 подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Наша задача – помочь им с этим выбором определиться и выбрать определенную стратегию действий.
К примеру, ученик решил сдавать ЕГЭ по английскому. Понятно, что это один вид работы, включающий в себя усиленную подготовку к экзамену. Или так: ученик не будет сдавать английский, но заниматься хочет. Вот тут как раз возможен более «развлекательный» вариант занятий, можно и видео побольше посмотреть, и в какие-нибудь разговорные игры поиграть.
Да и, знаете, если у старшеклассника нет мотивации, думаю, она уже не появится. Это ведь, по сути, взрослый человек. Вероятно, останется только смириться с его решением. Хотя попытаться, конечно, стоит. Кто его знает, что и как вдруг сработает?
А вообще, уважаемые взрослые, вспомните себя в детстве. Вы всегда были мотивированными и с восторгом кидались изучать что-то новое? Так зачем требовать этого от своих детей? Они ведь не рождаются со встроенными установками на изучение того же английского. Поэтому, мотивировать ребенка - это, конечно, задача взрослых: учителей, родителей, репетиторов.
Комментарии:
Комментировать