Виктория Кочерова
Эту статью подготовила по просьбе редакции нашего блога Виктория Кочерова, старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений Математического факультета Ярославского гос. университета им. П.Г.Демидова. Помимо преподавания она работает в приемной комиссии, занимаясь конкурсным отбором абитуриентов. Много и активно путешествует, ведет популярный блог. Надеемся, эта статья будет полезна для абитуриентов, заходящих к нам на сайт в поисках репетитора, для их родителей, да и для репетиторов, которые занимаются с выпускниками: ведь репетитору часто приходится быть для своих учеников консультантом и советчиком не только по своему предмету, но и по вопросам, связанным с процессом поступления
Порядок приема в вузы меняется часто, порой несколько раз в год, так что первый совет – ориентируйтесь на актуальные данные. Многие ребята при выборе вузов, специальностей и направлений советуются с репетитором, особенно, если репетитор сам преподает в вузе. В таком случае репетитор - вузовский преподаватель не только поможет по предмету, но и расскажет о нюансах учебы своих студентов, на что обратить внимание в плане подготовки, как выбрать образовательную программу и т.д.А что же делать тем, кто занимается с репетитором, не работающим в вузе, или тем, у кого нет репетитора вовсе? С кем посоветоваться и как выбрать вуз или вузы, куда предстоит через несколько месяцев подавать документы и относить аттестат? Ответ очевиден - выбирать самостоятельно. Конечно, полезно посоветоваться с учителем в школе, с родителями дома и даже обсудить предстоящее поступление с друзьями, но окончательное решение человек должен принять сам, исходя из своих успехов, увлечений, способностей и стремлений.
Итак, вот общий алгоритм выбора вузов и расстановки приоритетов.
1. Сначала смотрим на собственные увлечения, предпочтения и оцениваем свои силы
- Чем вам нравится заниматься?
- О какой деятельности вы мечтаете?
- Какая профессия вас привлекает?
- В чем вы максимально успешны?
- К чему имеете склонность?
Все эти вопросы нужно задать самому себе, выписать ответы и проанализировать сочетания. Ну, например, хочется вам заниматься аналитикой больших данных, но есть проблемы с математикой? Имеет смысл либо подтянуть предмет и позаниматься дополнительно (скорей всего, с репетитором), либо немного пересмотреть свои приоритеты и выбрать, например, что-то из того, что у вас получается лучше: можно и не встать в ряды аналитиков, но работать вместе с ними - например, менеджером проектов.
Нет ясности? Не беда! Определите большую сферу деятельности. Например, если вам нравится математика и легко дается информатика, можно стать и программистом, и разработчиком, и ученым-исследователем, и аналитиком, и разработчиком мобильных приложений и еще много кем. Ничего необычного в том, что вы пока не готовы четко сказать: «пойду работать тем-то». На выходе из школы мало кто четко представляет себе определенную должность, да и вузы часто готовят не выпускников под конкретную работу, а достаточно гибких специалистов, способных проявить себя на разных позициях.
Помните и о том, что учеба в вузе не ограничивается изучением любимых вами предметов. Даже те предметы, которые, как сейчас кажется, именно вам не нужны, на самом деле могут пригодиться не только для общего развития, но и для того, чтобы служить базой для будущего действительно «нужного» предмета.
Не забывайте и про то, что ваши успехи в отдельных школьных предметах напрямую связаны с вероятностью поступления. Отлично, если вы покоряете перечневые олимпиады и можете тем самым обеспечить себе поступление без экзаменов, но не грустите, если это не так, помните, что хорошо сданные ЕГЭ – тоже верный способ попасть в нужный вуз.
2. Изучаем общие правила и ограничения
Уже несколько лет действует ставшее традиционным ограничение: каждый абитуриент, вне зависимости от того, хочет он учиться на бюджетном или на внебюджетном месте, имеет право подать документы не более чем в пять вузов.
"Не более чем в пять" вовсе не означает, что каждый непременно должен подать документы ровно в пять вузов. Если вы определились и выбрали один вуз, или хотите попытать счастья в три-четыре вуза, или, к примеру, вы выбрали два вуза (один основной, а другой - запасной) – все это не означает, что надо срочно искать какие-то ещё дополнительные вузы, которые вам не нужны. «Лишние вузы» — это плохо для всех:
Для вас это будет плохо потому, что во время приёмной кампании вы так или иначе будете рассеивать своё внимание, отслеживая совершенно ненужные вам списки абитуриентов в совершенно ненужные вам вузы, т.е. будете тратить впустую время и нервы, а вместе с вами будут те же траты нести и родители.
Для других абитуриентов, которые рассматривают ваши «на-всякий-случай-вузы» как свои основные, наличие вас в списках – тоже плохо. Ваши данные в списках ненужных вам вузов будут смущать и создавать видимость конкуренции для тех, кто действительно хочет поступить туда. А если еще и баллы у вас будут выше, чем у них, то вы будете их ещё и пугать своим присутствием в этих списках. «Мне все равно, им надо было ЕГЭ лучше сдавать, сами виноваты» – можете сказать вы, глядя на таких абитуриентов свысока. Только не надо так: помните, и у вас есть приоритетные вузы, которые для кого-то с баллами выше ваших являются запасными. И эти кто-то тоже могут свысока смотреть, но уже на вас. Старайтесь относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам.
Резюмируем:
Если каждый будет подходить к выбору ВУЗов разумно и не будет подавать документы туда, куда он заведомо не придёт учиться, то приёмная кампания пройдёт спокойней для всех её участников: абитуриенты, которые не будут поступать в «лишние» для себя ВУЗы, не будут разменивать свои силы, сэкономят время и нервы своим родителям и себе, абитуриенты, которые хотят поступить в выбранные вузы, не будут видеть в предварительных списках ребят, которые заведомо сюда учиться не придут (или же будут видеть их намного реже). Наконец, третья сторона этого процесса: вузы будут понимать, что у них действительно в основном сосредоточены те ребята, которые хотят поступить именно к ним, либо рассматривают их вуз в качестве одного из основных. В такой ситуации будет меньше неопределенности и больше ясности.
3. На основе п.1. и 2 формируем список вузов
На первом месте – так называемый вуз мечты, тот вуз, в который вы очень хотите попасть, просто мечтаете здесь учиться, где вам нравится все, от выбранного направлений до локации, от преподавательского состава до внеучебной жизни.
На втором месте – запасной вуз, «вуз-почти-мечта». Вы испытываете к нему те же чувства, что и к вузу мечты, но чуть менее ярко.
Далее идут один-два вуза которые вам просто нравятся, и, конечно, устраивают вас на тот случай, если с мечтами не сложится.
И, наконец, самый-самый запасной вуз. Резервный. Тот, куда вы точно пройдете, ваш запасной аэродром.
Повторю - вузов не обязательно должно быть пять. Более того, пять вузов – это, вообще, излишество. Реально для разумного абитуриента обычно достаточно двух - трех. Особенно с учетом того, что в каждом вузе каждый абитуриент традиционно участвует в конкурсе на несколько направлений.
4. Выбираем направления в выбранных вузах и набор предметов для сдачи ЕГЭ
По сути, этот пункт неразрывно связан с предыдущим: невозможно выбрать вуз не выбрав специальность. Однако, поговорим о выборе направлений отдельно, ибо тема важная, метания в стиле «запасной вуз, но основная специальность» или «основной вуз, но запасное направление» – мучают абитуриентов и их родителей каждый год.
Моя позиция здесь: надо выбрать вуз и два-три направления в нем – также в порядке приоритета: «мечта», запасное, резервное. Все-таки внутри вуза перейти с направления на направление в разы проще, чем организовать такой перевод между вузами. Это только кажется, что если названия направлений в разных вузах одинаковы, то и предметы совпадают. Наверное, так бывает в медицинских вузах, но это вообще отдельная тема. На самом же деле, за одним и тем же названием специальности в разных вузах стоят разные учебные планы с разными предметами, и устранение разницы при переводе из вуза в вуз – не самый простой, не быстрый, и чаще всего платный процесс.
В большинстве ВУЗов вы легко можете найти смежные специальности - близкие направления. Причем совсем не обязательно эти направления находятся в одной укрупнённой группе, поэтому смотреть надо не только и не столько на название и на номер (хотя и это важно), сколько на содержание и учебный план. Проще всего получить информацию о том, какие направления близки по смыслу и изучаемым предметам, напрямую у вуза. Не забывайте также и о том, что подавляющее большинство ребят, поступивших на «запасное» направление, после нескольких недель учебы уже не хотят переводиться на то, что указывали при поступлении как основное.
Теперь про предметы ЕГЭ. Ситуация, когда в разных вузах на одноименные направления принимают с разными предметами ЕГЭ, нередки, поэтому смотрите не только на направления, специальности и учебные планы, но и на список необходимых для поступления предметов. Это надо проверять именно в каждом вузе, а не верить на слово кому-то, кто утверждает, что «на ИТ везде можно заменить информатику физикой» или «на экономику можно поступить в любой вуз, сдав на выбор обществознание или английский». Это НЕ так. Огромное количество вузов берет на ИТ и близкие к ним направления строго информатику; есть и те вузы, где поступить на экономические направления можно, например, с ЕГЭ по истории. Будьте внимательны!
5. Готовимся психологически
И последнее, по порядку, но не по значимости. Поступление — это не только выбор направления и вуза, не только сдача ЕГЭ, не только изучение учебных планов. Поступление — это еще и волнение, переживания, нервы, причем и для абитуриента, и для семьи. Поэтому и надо готовиться к приемной кампании и выбирать вузы заранее - так вам будет проще и спокойнее летом, в разгар приемной кампании.
Продумайте стратегию не только на случай успеха, но на случай неудачи. Имейте в виду не только запасные вузы и направления, но и запасные предметы для сдачи ЕГЭ. И, главное, помните: поступление – лишь один из этапов жизни. Даже если что-то будет не по плану, это не повод отчаиваться.
Комментарии:
Комментировать