Выбираем вуз правильно

Выбираем вуз правильно

Виктория Кочерова

Эту статью подготовила по просьбе редакции нашего блога Виктория Кочерова, старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений Математического факультета Ярославского гос. университета им. П.Г.Демидова. Помимо преподавания она работает в приемной комиссии, занимаясь конкурсным отбором абитуриентов. Много и активно путешествует, ведет популярный блог. Надеемся, эта статья будет полезна для абитуриентов, заходящих к нам на сайт в поисках репетитора, для их родителей, да и для репетиторов, которые занимаются с выпускниками: ведь репетитору часто приходится быть для своих учеников консультантом и советчиком не только по своему предмету, но и по вопросам, связанным с процессом поступления

Порядок приема в вузы меняется часто, порой несколько раз в год, так что первый совет – ориентируйтесь на актуальные данные. Многие ребята при выборе вузов, специальностей и направлений советуются с репетитором, особенно, если репетитор сам преподает в вузе. В таком случае репетитор - вузовский преподаватель не только поможет по предмету, но и расскажет о нюансах учебы своих студентов, на что обратить внимание в плане подготовки, как выбрать образовательную программу и т.д.А что же делать тем, кто занимается с репетитором, не работающим в вузе, или тем, у кого нет репетитора вовсе? С кем посоветоваться и как выбрать вуз или вузы, куда предстоит через несколько месяцев подавать документы и относить аттестат? Ответ очевиден - выбирать самостоятельно. Конечно, полезно посоветоваться с учителем в школе, с родителями дома и даже обсудить предстоящее поступление с друзьями, но окончательное решение человек должен принять сам, исходя из своих успехов, увлечений, способностей и стремлений.

Итак, вот общий алгоритм выбора вузов и расстановки приоритетов.

 

1. Сначала смотрим на собственные увлечения, предпочтения и оцениваем свои силы

- Чем вам нравится заниматься?

- О какой деятельности вы мечтаете?

- Какая профессия вас привлекает?

- В чем вы максимально успешны?

- К чему имеете склонность?

Все эти вопросы нужно задать самому себе, выписать ответы и проанализировать сочетания. Ну, например, хочется вам заниматься аналитикой больших данных, но есть проблемы с математикой? Имеет смысл либо подтянуть предмет и позаниматься дополнительно (скорей всего, с репетитором), либо немного пересмотреть свои приоритеты и выбрать, например, что-то из того, что у вас получается лучше: можно и не встать в ряды аналитиков, но работать вместе с ними - например, менеджером проектов.

Нет ясности? Не беда! Определите большую сферу деятельности. Например, если вам нравится математика и легко дается информатика, можно стать и программистом, и разработчиком, и ученым-исследователем, и аналитиком, и разработчиком мобильных приложений и еще много кем. Ничего необычного в том, что вы пока не готовы четко сказать: «пойду работать тем-то». На выходе из школы мало кто четко представляет себе определенную должность, да и вузы часто готовят не выпускников под конкретную работу, а достаточно гибких специалистов, способных проявить себя на разных позициях.

Помните и о том, что учеба в вузе не ограничивается изучением любимых вами предметов. Даже те предметы, которые, как сейчас кажется, именно вам не нужны, на самом деле могут пригодиться не только для общего развития, но и для того, чтобы служить базой для будущего действительно «нужного» предмета.

Не забывайте и про то, что ваши успехи в отдельных школьных предметах напрямую связаны с вероятностью поступления. Отлично, если вы покоряете перечневые олимпиады и можете тем самым обеспечить себе поступление без экзаменов, но не грустите, если это не так, помните, что хорошо сданные ЕГЭ – тоже верный способ попасть в нужный вуз.

 

2. Изучаем общие правила и ограничения

Уже несколько лет действует ставшее традиционным ограничение: каждый абитуриент, вне зависимости от того, хочет он учиться на бюджетном или на внебюджетном месте, имеет право подать документы не более чем в пять вузов.

"Не более чем в пять" вовсе не означает, что каждый непременно должен подать документы ровно в пять вузов. Если вы определились и выбрали один вуз, или хотите попытать счастья в три-четыре вуза, или, к примеру, вы выбрали два вуза (один основной, а другой - запасной) – все это не означает, что надо срочно искать какие-то ещё дополнительные вузы, которые вам не нужны. «Лишние вузы» — это плохо для всех:

Для вас это будет плохо потому, что во время приёмной кампании вы так или иначе будете рассеивать своё внимание, отслеживая совершенно ненужные вам списки абитуриентов в совершенно ненужные вам вузы, т.е. будете тратить впустую время и нервы, а вместе с вами будут те же траты нести и родители.

Для других абитуриентов, которые рассматривают ваши «на-всякий-случай-вузы» как свои основные, наличие вас в списках – тоже плохо. Ваши данные в списках ненужных вам вузов будут смущать и создавать видимость конкуренции для тех, кто действительно хочет поступить туда. А если еще и баллы у вас будут выше, чем у них, то вы будете их ещё и пугать своим присутствием в этих списках. «Мне все равно, им надо было ЕГЭ лучше сдавать, сами виноваты» – можете сказать вы, глядя на таких абитуриентов свысока. Только не надо так: помните, и у вас есть приоритетные вузы, которые для кого-то с баллами выше ваших являются запасными. И эти кто-то тоже могут свысока смотреть, но уже на вас. Старайтесь относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам.

Резюмируем:

Если каждый будет подходить к выбору ВУЗов разумно и не будет подавать документы туда, куда он заведомо не придёт учиться, то приёмная кампания пройдёт спокойней для всех её участников: абитуриенты, которые не будут поступать в «лишние» для себя ВУЗы, не будут разменивать свои силы, сэкономят время и нервы своим родителям и себе, абитуриенты, которые хотят поступить в выбранные вузы, не будут видеть в предварительных списках ребят, которые заведомо сюда учиться не придут (или же будут видеть их намного реже). Наконец, третья сторона этого процесса: вузы будут понимать, что у них действительно в основном сосредоточены те ребята, которые хотят поступить именно к ним, либо рассматривают их вуз в качестве одного из основных. В такой ситуации будет меньше неопределенности и больше ясности.

 

3. На основе п.1. и 2 формируем список вузов

На первом месте – так называемый вуз мечты, тот вуз, в который вы очень хотите попасть, просто мечтаете здесь учиться, где вам нравится все, от выбранного направлений до локации, от преподавательского состава до внеучебной жизни.

На втором месте – запасной вуз, «вуз-почти-мечта». Вы испытываете к нему те же чувства, что и к вузу мечты, но чуть менее ярко.

Далее идут один-два вуза которые вам просто нравятся, и, конечно, устраивают вас на тот случай, если с мечтами не сложится.

И, наконец, самый-самый запасной вуз. Резервный. Тот, куда вы точно пройдете, ваш запасной аэродром.

Повторю - вузов не обязательно должно быть пять. Более того, пять вузов – это, вообще, излишество. Реально для разумного абитуриента обычно достаточно двух - трех. Особенно с учетом того, что в каждом вузе каждый абитуриент традиционно участвует в конкурсе на несколько направлений.

 

4. Выбираем направления в выбранных вузах и набор предметов для сдачи ЕГЭ

По сути, этот пункт неразрывно связан с предыдущим: невозможно выбрать вуз не выбрав специальность. Однако, поговорим о выборе направлений отдельно, ибо тема важная, метания в стиле «запасной вуз, но основная специальность» или «основной вуз, но запасное направление» – мучают абитуриентов и их родителей каждый год.

Моя позиция здесь: надо выбрать вуз и два-три направления в нем – также в порядке приоритета: «мечта», запасное, резервное. Все-таки внутри вуза перейти с направления на направление в разы проще, чем организовать такой перевод между вузами. Это только кажется, что если названия направлений в разных вузах одинаковы, то и предметы совпадают. Наверное, так бывает в медицинских вузах, но это вообще отдельная тема. На самом же деле, за одним и тем же названием специальности в разных вузах стоят разные учебные планы с разными предметами, и устранение разницы при переводе из вуза в вуз – не самый простой, не быстрый, и чаще всего платный процесс.

В большинстве ВУЗов вы легко можете найти смежные специальности - близкие направления. Причем совсем не обязательно эти направления находятся в одной укрупнённой группе, поэтому смотреть надо не только и не столько на название и на номер (хотя и это важно), сколько на содержание и учебный план. Проще всего получить информацию о том, какие направления близки по смыслу и изучаемым предметам, напрямую у вуза. Не забывайте также и о том, что подавляющее большинство ребят, поступивших на «запасное» направление, после нескольких недель учебы уже не хотят переводиться на то, что указывали при поступлении как основное.

Теперь про предметы ЕГЭ. Ситуация, когда в разных вузах на одноименные направления принимают с разными предметами ЕГЭ, нередки, поэтому смотрите не только на направления, специальности и учебные планы, но и на список необходимых для поступления предметов. Это надо проверять именно в каждом вузе, а не верить на слово кому-то, кто утверждает, что «на ИТ везде можно заменить информатику физикой» или «на экономику можно поступить в любой вуз, сдав на выбор обществознание или английский». Это НЕ так. Огромное количество вузов берет на ИТ и близкие к ним направления строго информатику; есть и те вузы, где поступить на экономические направления можно, например, с ЕГЭ по истории. Будьте внимательны!

 

5. Готовимся психологически

И последнее, по порядку, но не по значимости. Поступление — это не только выбор направления и вуза, не только сдача ЕГЭ, не только изучение учебных планов. Поступление — это еще и волнение, переживания, нервы, причем и для абитуриента, и для семьи. Поэтому и надо готовиться к приемной кампании и выбирать вузы заранее - так вам будет проще и спокойнее летом, в разгар приемной кампании.

Продумайте стратегию не только на случай успеха, но на случай неудачи. Имейте в виду не только запасные вузы и направления, но и запасные предметы для сдачи ЕГЭ. И, главное, помните: поступление – лишь один из этапов жизни. Даже если что-то будет не по плану, это не повод отчаиваться.

Комментарии:

Комментировать
    Нет комментариев

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться