Эта статься отражает позицию компании Repetitor.ru
Коллеги, вопрос более, чем назрел. Одна из «вечнозеленых» тем на репетиторских дискуссионных площадках в Интернете: стоит ли предлагать клиентам первый бесплатный (оно же пробный) урок.
Мы не претендуем на знание истины в последней инстанции, но у нас есть определенная позиция, и мы хотим, чтобы вы ее знали.
Если под первым занятием подразумевается не просто предварительная беседа, а действительно урок, на который преподаватель тратит время и силы (как на само занятие, так и на подготовку к нему), то он должен быть оплачен.
Вот наши доводы.
Первый аргумент лежит на поверхности. Согласно нашим Правилам, преподаватель перед получением контактных данных клиента разрешает списание комиссии со своего депозитного счета. Если после первого урока курс не продолжился и в этом не было вины преподавателя, то преподаватель может затребовать возврат части списанной комиссии (п.5.02. Правил).
А теперь, подумайте, каков будет результат, если преподаватель ничего не получил за первый урок, потратился на комиссию, но к нему вернулась только часть потраченного. Устраивает ли вас такой результат? Кто-то, уверенный в своем педагогическом мастерстве, может понадеяться на то, что рекламный эффект от предлагаемого клиентам бесплатного пробного занятия превзойдет риск редких потерь. Ваше право, мы не советуем, но и не запрещаем предлагать первое бесплатное занятие, однако у нас есть еще один довод.
Поверьте, мы (имеется в виду наш сервис Repetitor.ru) наблюдаем за поведением большего количества клиентов, чем любой наш репетитор, так что имеет смысл прислушаться. Так вот, среди клиентов есть, хоть и немногочисленная (к счастью), но заметная категория тех, кто рассматривает сервис подбора репетиторов как подобие невольничьего рынка, по которому приятно пройтись в качестве покупателя, заглянуть в зубы, оценить крепость мускулатуры продаваемого живого товара и, главное, получить удовольствие от осознания своего могущества и от того трепета, который «товар» должен испытывать перед «покупателем». Такой клиент часто делает сразу несколько дублирующих заказов, вступает в переговоры с несколькими преподавателями, не озвучивая своего решения, а потом «исчезает» для всех, кроме одного, не удосуживаясь даже объяснить остальным причину прекращения контактов.
Бывают и другие клиенты. Они подобны разборчивой невесте, для которой выбор жениха важнее конечной цели – замужества. Тут хорошо видна преемственность по отношению к Агафье Тихоновне из «Женитьбы» Н.В.Гоголя, она с таким трудом выбирала себе жениха... Клиенты этого рода даже могут начать платные занятия, но через три-четыре урока просят подобрать им еще одного репетитора, объясняя, что с предыдущим репетитором все в порядке, занятия продолжаются, но хочется посмотреть и других: «Вдруг, найдется еще лучше». И это повторяется иногда многократно.
Представьте себе, как сильно вдохновим мы и «Покупателя рабов» и «Агафью Тихоновну», если предложим бесплатный первый урок…
И, в заключение, еще одно соображение. Преподаватель, предлагающий первый урок бесплатно, рискует своей репутацией. Эта тактика не свойственна настоящему профессионалу, который ценит себя, свою квалификацию.
Коллеги, желание поскорей найти клиента понятно, в особенности, когда оно овладевает начинающим репетитором, но правильней дождаться первых успешных результатов своей работы, не прибегая к сомнительным маркетинговым ходам, получить хорошие отзывы клиентов и в дальнейшем привлекать новых клиентов именно отзывами.
Кстати, представьте себе, что вы пришли в парикмахерскую и попросили незнакомого мастера подстричь вас бесплатно, чтобы посмотреть, хорошо ли у него это получится. Или же пришли в платную поликлинику к стоматологу и попросили поставить первую пломбу «за так», а дальше – как пойдет…
Впрочем, у вас могут быть свои мнения по изложенному. Пожалуйста, делитесь. Для этого под статьей есть форма для комментариев. Вопрос действительно важный, так что не пожалейте время на отклики.
Комментарии:
КомментироватьСовершенно не берусь доказывать правильность моего подхода или ошибочность изложенного в статье.
В моём случае клиенты находятся через сарафанное радио. В этом, наверное, преимущество, что за информацию о потенциальном клиенте я никому не плачу. И тогда это в корне меняет дело.
Тактика следующая - после короткой беседы для установления первого контакта, раскрепощения ученика, создания благоприятной, рабочей обстановки я говорю, что на этом занятии мы проверим уровень знаний, пройдясь по азам, а затем решим задачу, где эти знания применяются.
В процессе решения обязательно даю возможность говорить ученику. Обязательно настаиваю на аргументировании его каждого шага, обосновании выводов. Аналогично и я каждый свой шаг разбираю на мельчайшие детали, что, зачем и почему так, а не так.
В конце занятия задаю вопрос родителям и ученику, устраивает ли их мой стиль подачи материала, доходчивость, да и общее впечатление, как о репетиторе, так и о человеке. Если да, то обсуждаем все вопросы дальнейшего сотрудничества. В любом случае, независимо от результата, это занятие бесплатное.
Можно провести аналогию. Вы присутствовали на презентации товара. Вам его показали, всё о нём рассказали, дали пощупать. А дальше всё просто - понравилось - принимаем заказ. Мой товар всегда заказывали.