ЕГЭ по английскому языку 2023. Что изменилось, и причем здесь кенгуру?

ЕГЭ по английскому языку 2023. Что изменилось, и причем здесь кенгуру?

 

Ольга Ивицкая

Преподаватель английского языка

Этот обзор изменений в содержании ЕГЭ по английскому языку написан по инициативе редакции специально для нашего блога. Обзор адресован преподавателям английского языка, занимающимся подготовкой учеников к ЕГЭ. Автор Ольга Ивицкая имеет большой опыт преподавания как университетский преподаватель и как репетитор. Она соавтор учебника "Hello, Britain", подготовила много учеников к международным экзаменам и к ЕГЭ по английскому языку, давно и плодотворно сотрудничает с нашей компанией, принимала участие в наших проектах по созданию мультимедийных программ по английскому. Ее анкета на нашем сайте.

 

Наступила осень, с ней прилетели демоверсии ЕГЭ в том числе и по английскому. Опять не обошлось без сюрпризов. Правда, наиболее значительные изменения уже произошли в 2022 году. Тогда все накупили новые книги и успокоились. Как оказалось, преждевременно.

В 2023 году нас ждут значительные уточнения, поэтому сегодня мы затронем как изменения 2022, так и уточнения на 2023.

Я буду ссылаться на официальные документы Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и приводить из них выдержки. Для того, чтобы читателю не пришлось ходить по ссылкам, нужные фрагменты официальных документов вставлены прямо сюда, в текст обзора. Из-за этих вставок объем получился огромным. Прошу читателя простить за это.

Для полноты картины все же стоит иметь под рукой полные версии документов.

На момент написания этой статьи весь комплект официальных документов в виде единого архива доступен на сайте ФИПИ по этой ссылке.

 

А вот отдельные документы из этого комплекта (версии, актуальные на 01.11.2022):

Демонстрационный вариант ЕГЭ (письменная часть),

Демонстрационный вариант ЕГЭ (устная часть),

Кодификатор,

Спецификация

И еще одно официальное издание ФИПИ - Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по иностранным языкам. Авторы: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, А.Е. Бажанов, Е.В. Кузьмина, Е.И. Ратникова, Л.Ш. Рахимбекова.

Важное предупреждение. Статья адресована коллегам-преподавателям, которые хорошо ориентируются в структуре ЕГЭ по английскому и знают хотя бы в старой версии основные критерии оценивания. Для тех коллег, кто пока не изучил это, статья может стать стимулом для того, чтобы во всем этом разобраться (приведенные ссылки – в помощь), и только уже потом продолжить чтение этого текста. Коллеги, как бы ни были высоки ваше педагогическое мастерство и ваш уровень владения английским языком, вам просто необходимо будет изучить структуру ЕГЭ и критерии оценивания.

Ну, а вместе с теми, кто продолжит чтение, вздохнем по тем добрым временам, когда учителям иностранных языков не надо было переводить первичные баллы во вторичные и каждое правильно решенное задание давало ученику один балл. Теперь все сложнее, и вздыхать по этому вопросу нам придется несколько раз по ходу этого обзора: предстоит переводить первичные баллы во вторичные (окончательные), но - все по порядку.

Начнем с письменной части

По сравнению с прошлыми годами (этот обзор написан в октябре 2022 г.) основные секции, типы заданий, а также правила заполнения бланков остались прежними, но количество заданий уменьшилось на два.

Теперь мы имеем:

  • 36 заданий в тестовой части
  • задание № 37 – электронное письмо другу
  • задание № 38 – «эссе». Ставлю условное название в кавычки, затрудняюсь определить этот жанр, но об этом чуть позже.

Разделы 1 и 2. Аудирование и Чтение соответственно. Все задания точно соответствуют образцам последних лет, даже сами тексты плавно перекочевали в 2023 год.

На первый взгляд, казалось бы, все замечательно, все знакомо и понятно, но мы же преподаватели опытные, поэтому заглянем еще и в систему оценивания заданий (Демонстрационный вариант (письменная часть) Приложение 2 на стр. 26). И … surprise, surprise! Я уже предупредила, что теперь нас ждет перевод первичных баллов во вторичные. И вот настал момент поговорить об этом.

Общее количество первичных баллов теперь 86. За счет чего это достигается, спросите Вы? Как раз за счет заданий 1, 2, 10 и 11 по аудированию и чтению. Смотрим первоисточник (здесь и далее используются скриншоты):

Небольшое лирическое отступление. В 2022 году средний балл ЕГЭ по иностранным языкам составил более 73, что гораздо выше, чем по любому другому предмету, включая русский язык, математику и др. При этом самый высокий процент правильного выполнения заданий как раз пришелся на аудирование и чтение (см. Анализ типичных ошибок). Это наводит на мысль о том, что эти задания плохо дифференцируют слабых и сильных учеников. Как учит нас Cambridge, законодатель мод в сфере тестирования, именно differentiation – важнейшая функция теста.

А что у нас? Слабые ученики, допустившие 3 ошибки из 6 возможных в заданиях 1 и 11, получат 0 баллов. За 4 ошибки из 7 возможных в заданиях 2 и 10 в 2023 году будут давать 0 баллов, тогда как в прошлые годы эти ученики получили бы 4 и 3 балла за 4 и 3 правильно выполненных задания соответственно. Итак, представим это в виде сводной таблицы, где первая цифра – количество правильно выполненных заданий, правая – количество получаемых первичных баллов:

№ 1 и 11

6 – 3

5 – 2

4 – 1

3 - 0

 

№ 2 и 10

7 – 4

6 – 3

5 – 2

4 - 1

3 – 0

В документе Спецификация КИМ ЕГЭ 2023 приведены максимально возможные первичные и вторичные баллы:

Раздел 3. Лексика и грамматика. Именно здесь сократили два пункта, по одному в первых двух секциях, за счет чего дальше сдвинулась вся нумерация. Теперь задания на изменение грамматической формы имеют номера с 19 по 24, т.е. вместо 7 заданий ученики будут выполнять 6. В заданиях на словообразование теперь 5 пунктов вместо 6, это задания 25 – 29. Последняя секция осталась без существенных изменений, кроме нумерации – теперь с 30 по 36.

Раздел 4. Письменная речь.

Задание № 37. Электронное письмо. Оно в прошлом году заменило обычное письмо, на данный момент никаких изменений это задание больше не претерпело, только идет под № 37.

Для того, чтобы полностью постичь всю премудрость ФИПИ, необходимо внимательно посмотреть, нет ли еще изменений в критериях оценивания заданий. Заглянем в конец документа «Демонстрационный вариант (письменная часть)» на стр. 28.

Мы увидим, что в критериях оценивания письма (задание № 37) по РКЗ (решение коммуникативной задачи) есть небольшие уточнения – появился новый пункт, объясняющий, за что можно получить 0 по данному критерию, а значит, и 0 за все задание (см. выделение цветом). По-видимому, это сделано для того, чтобы четче дифференцировать оценки в 1 и 0 баллов по РКЗ. Дополнительная схема соответствует версии прошлого года (тогда внесли выделенный ниже пункт, т.е. начиная с прошлого года можно писать что-то одно – или благодарить или радоваться, или писать и то, и другое). И мы несказанно радуемся этой возможности и выражаем положительные эмоции!

Но на этом новшества не заканчиваются. Теперь – the icing on the cake, она же – вишенка на торте.

Задание № 38.1 и 38.2. В прошлом году это задание вызвало наибольшую панику, т.к. неожиданно полностью заменило эссе предыдущих лет. При этом определение данного жанра ставит многих в тупик, его часто ошибочно принимают за задание № 1 из письменной части международного экзамена IELTS.

Лично мне это задание сразу напомнило фразу Максима Галкина (исполняя требование закона сообщаем, Максим Галкин признан иностранным агентом – редакция блога) про ошибку бога - животное кенгуру – сверху кролик, снизу конь. В данном случае мы имеем сверху – введение из проектной работы, в середине – описание и анализ графиков, снизу – эссе с элементами рассуждения. Такое вот уникальное животное, поэтому и подходить к нему надо соответственно, но в этом обзоре мы хотим всего лишь разобраться в уточнениях и изменениях.

Кстати, в версии прошлого года многих смущал тот факт, что сумма процентов в таблице (table) или диаграмме со столбцами (bar chart) иногда не составляла 100%. В демоверсии этого года такого не наблюдается. Кроме того, вместо последнего варианта появилась круговая диаграмма (pie chart), но это большой роли для выполнения задания не играет.

Если вы посмотрите внимательно на план задания в демоверсии 2023, то увидите два важных новых элемента (выделены цветом), однако при этом общий объем слов не увеличился:

Демонстрационный вариант (письменная часть) стр. 19

 

Таким образом, теперь необходимо обязательно прокомментировать выбор элементов для сравнения в третьем пункте плана и обосновать свое мнение в заключении, что, впрочем, кажется вполне логичным, если закрыть глаза на отмеченные выше характеристики жанра в целом. Как и в прошлом году, первую часть работы пишем с опорой на таблицу, вторую – кто как может, исходя из своего жизненного опыта и логики рассуждений.

Ни в критериях оценивания, ни в дополнительной схеме существенных изменений по сравнению с прошлым годом в данном задании нет, только отражено оценивание новых элементов плана.

В плане задания под круговой диаграммой имеется новая формулировка ввода проблемы, вместо “a problem that can arise” стоит фраза “a problem that one can face”, при этом непонятно, забыли ли просто заменить прошлогоднюю формулировку в первом варианте или решили дать две разные. Возможно, что сути дела это не меняет:

(Демонстрационный вариант (письменная часть) стр. 20)

 

Теперь перейдем к устной части

Задания 1 и 2. В этом году изменений никаких нет, на всякий случай, если кто не помнит, в прошлом году из задания 2 убрали один вопрос, и осталось только 4. Также в 2022 большие затруднения вызвал вопрос про equipment rental, в документе «Анализ типичных ошибок» он подробно разобран, даны рекомендации.

Задание 3. В 2022 году вместо описания картинок ввели ответы на вопросы. Поскольку аналогичное задание давно есть в ОГЭ, это никого не удивило, а скорее порадовало. И зря. Как говорится, “the devil is in the details”. Объясню подводные камни. Для этого опять заглянем в критерии оценивания (Демонстрационный вариант (устная часть) Приложения 1 и 2 с. 12 - 13), где приводится список элементов, владение которыми должен продемонстрировать ученик в этом задании.

В переводе с языка научно-методического на русский это означает примерно следующее.

Возьмем для примера слабого ученика Петю с уровнем А2, который в ответ на вопросы What is your favourite food? Why do you like it so much? Отвечает: I like pasta because it is tasty. И получает свой заветный 1 балл (при условии, конечно, что он это произнес разборчиво). Сильный, склонный к философствованию (что сильно усложняет сдачу ЕГЭ) ученик Митя со стабильным уровнем В2 отвечает: Generally Id say I favour any kind of pasta with meat, such as spaghetti Bolognese, as it is nourishing and keep me going for the whole day. Митя опускает -s в третьем лице единственного числа: хрестоматийная ошибка (нужно было сказать keeps), прописанная во всех книгах по методике как «fossilised mistake», которая не нарушает коммуникацию. И … получает за свой ответ 0 баллов. Как говорится, no comment.

Приведенный выше список давно ушел в педагогический народ, где его окрестили «черным списком». В этом году из него убрали один элемент - Adverbial phrases of time, place and frequency и добавили Present Continuous, но это, как говорится, погоды не делает.

В демоверсии 2023 в этом задании на самом деле приводятся целых 3 вопроса в одном пункте (см фрагмент ниже), что вызвало не один обморок учеников и учителей.

Спойлер: такого на экзамене не будет! Откуда это известно, спросите Вы? Пишите в ФИПИ, не бойтесь, задавайте вопросы, просите разъяснений, и все будет прекрасно! Одна коллега так и поступила. На удивление, ФИПИ своевременно отвечает, и разъяснения были получены. Нет, трех вопросов не может быть, но по два вопроса в одном мы, вероятно, услышим.

Задание 4. Опять новости. Как не вспомнить тут Вильяма, нашего батюшку, Шекспира, с его when sorrows come, they come not single spies, but in battalions”. Для непосвященных – ученик наговаривает сообщение другу о найденных иллюстрациях для их общего проекта. Это - новое задание из 2022, введено в прошлом году, затем оно несколько раз претерпело видоизменения. И, voilà, вот его формулировка на настоящий момент:

Task 4. Imagine that you and your friend are doing a school project “Shopping”. You have found some illustrations and want to share the news. Leave a voice message to your friend. In 2.5 minutes be ready to:

Здесь просто заменили together with your friend на you and your friend. Само же задание изменилось более существенно (см выделенные элементы):

Новый план сам по себе на первый взгляд кажется вполне логичным и понятным, только опять получилось сверху – кролик, снизу – конь; первый пункт плана – про картинки к проекту, остальные – рассуждения на тему. И где же здесь коммуникативная задача? Впрочем, это вопрос риторический. Да и успеть все сказать за три минуты – тот еще квест. Также смущает множественное число слова differences в первом пункте плана, что означает необходимость привести, как минимум, два различия. Однако, формулировка в дополнительной схеме подразумевает указание (в единственном числе) на различия. Казалось бы, мелочь, но в таких документах все должно читаться совершенно однозначно…

Таким образом, это некая пока до конца неясная grey area, которую, скорее всего, пояснят в Методических рекомендациях; последние традиционно выходят каждый год в … феврале. По законам детективного жанра ФИПИ держит интригу до конца.

А мы пока работаем, готовим учеников и надеемся на лучшее!

Комментарии:

Комментировать
  • Мухамедова Евгения
    29.01.2023 15:42
    Спасибо за "разбор полётов", всё по существу. Непонятна по -прежнему цель разработчиков ЕГЭ, задания явно не направлены на проверку навыков разговорной речи и письменной речи. А на что направлены - без комментариев....Какой странный человек станет описывать картинки другу, имея мобильный телефон и электронную почту??? Кто будет говорить по теме в жизни, судорожно посматривая на часы, не прошли ли 2 минутки? А так называемое эссе - просто шедевр! И ПОЧЕМУ????? МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ФЕВРАЛЕ???? Слишком много вопросов без ответов...А "новые" как будто КИМы в продаже, которые содержат задания прошлых лет, просто переставленные местами - надувательство какое-то (кстати, в этом году там ещё и странички перепутаны).Терпения нам всем и удачи!

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться