Дислексия и дисграфия. Особенности обучения.

Дислексия и дисграфия. Особенности обучения.

Многие дети испытывают трудности в учебе, истинные причины которых связаны не с ленью или недостаточным умственным развитием ребенка, а с проблемами устной и письменной речи - дисграфией и дислексией. Большинство специалистов сходятся во мнении, что такие дети нуждаются в специальном педагогическом внимании, но не стоит относиться к ним как к больным. Итак, разбираемся.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, выражающееся в специфических ошибках. Дислексия же – избирательное нарушение процесса чтения. Важным моментом является то, что эти ошибки не связаны с незнанием правил языка или умственным развитием. Поэтому ребенка-дисграфика совершенно бесполезно заставлять больше времени проводить за чтением учебника и зубрежкой правил. Нужны иные подходы.

Долгое время считалось, что эти нарушения – пороки фонологического развития  (т.е. недоразвитие навыка преобразования звуков в смысл). В школах проблемы таких детей не замечались, либо их причиной считали недостатки умственного развития ребенка. И только в начале 2000-ых ученые установили, что дислексия и дисграфия напрямую связаны с особенностями функционирования головного мозга, и никакого отношения к интеллекту эта проблема не имеет.

Обычно эти особенности проявляются у ребенка в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать чтение и письмо. Однако, с диагнозами торопиться не стоит, поскольку в первом классе, ребенок сталкивается с совершенно новым процессом обучения и массой новых знаний, в усвоении которых может наблюдаться определенная сложность. Это вовсе не означает, что к концу второго класса, эти проблемы не исчезнут и все не наладится.

Чаще всего знаками, на которые стоит обратить внимание родителю и педагогу, бывают недочитывания или недописывания окончаний слов, перемена букв местами, замена букв на схожие по виду. К этому примешивается общая невнимательность ребенка, отвлечение на внешние раздражители, что позволяет думать, что ребенок просто не хочет учиться. Однако, это не так. На самом деле такие дети могут иметь развитый интеллект, а проблема кроется в работе мозга и психологическом состоянии.

Среди предполагаемых причин обсуждаемых проблем часто называют наследственность, неправильную речь окружающих, родовые травмы, длительные заболевания. Одной из версий является мнение, что дислексия и дисграфия возникают из-за дисбаланса между левым и правым полушариями мозга. 

Не  стоит записывать такого ребенка в инвалиды. Это обычный человек, очень часто имеющий шансы преуспеть, например, в математике или астрономии, но у него сложности лишь с письменной речью. К тому же, нарушения эти возможно корректировать, если обнаружить их в детском возрасте.

К сожалению, учителя в школе, даже понимая, что ребенку нужен особый подход, не могут найти для этого время из-за большого количества детей в классе и хронического дефицита времени на прохождение программы.

Детям с нарушениями речи всегда нужно больше времени на освоение материала и особое внимание педагога. Очень хорошо, когда преподаватель понимает, что у ребенка нет проблем с пониманием орфографических правил, а его ошибки связаны с нарушением письма или речи.

Хорошо, когда родители помогают ученику и не винят его за ошибки, а изучают  проблему и пытаются помочь ребенку. Например, если нужно выучить стих по литературе, родитель может зачитывать ребенку его вслух, чтобы тот не тратил много сил, силясь прочитать текст и нервничая, вместо того чтобы запоминать материал. Часто такие дети очень хорошо воспринимают информацию на слух, и это окажется не слишком сложной и обременительной задачей. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя отверженным и ущербным. 

 При таких нарушениях у детей родителям советуют обратиться к логопеду, поскольку связывают возникновение проблемы лишь с неправильным  восприятием и произношением слов. Да, неправильная речь окружающих, небольшое количество контактов ребенка или недостаточное внимание к развитию его речи могут повлечь за собой такие последствия. Но проблему необходимо решать в комплексе, и похода к логопеду бывает недостаточно. Поскольку дислексия и дисграфия являются особенностями работы мозга,  необходимы специальные занятия, направленные на ее коррекцию.

Следует обратить внимание на упражнения, направленные как на умственную активность, так и на физическую работу. Некоторые исследования утверждают, что полезны будут цикличные виды спорта и упражнения. Помимо улучшения физического развития, они укрепляют сердце и нервную систему, повышают выносливость и нормализуют сон. К наиболее доступным занятиям можно отнести бег, плавание, катание на коньках и велосипеде. Если говорить о занятиях дома – то это прыжки на скакалке, игры с мячом, эспандер. Эти упражнения помогут улучшить согласованность в работе полушарий мозга, снимут стресс, укрепят мускулатуру. Как бонус, у ребенка улучшится почерк, он меньше будет уставать при письме, а значит - будет спокойнее.

Помимо физической активности полезны будут и упражнения на работу с буквами и словами:

  • Поиск букв. Ребенку дается задание искать в тексте определенную букву и обводить ее карандашом. Можно усложнить эту задачу,  предложив найти две буквы (например «и» и «ш») и выделить их разным цветом.
  • Выкладывание букв. Если у ребенка не очень хорошая память или проблемы со вниманием, можно дать ему задание не писать буквы в прописи, а выкладывать их из подручных материалов на столе. Например можно лепить буквы из пластилина или выкладывать из спичек.
  • Чтение «по половинам». Подготовьте какой-нибудь несложный текст или отдельные предложения (желательно, напечатанные большим шрифтом без засечек). Затем закройте нижнюю половину печатной строки линейкой и попросите ребенка прочитать текст с закрытой нижней половиной. Повторите то же самое с закрытой верхней половиной. Если ребенку трудно идентифицировать буквы по их половине, можно закрывать меньшую их часть.
  • Собери слово. Распечатанные довольно крупным шрифтом на бумаге несложные слова необходимо будет разрезать по слогам и попросить ребенка собрать «рассыпавшееся» слово. Выдавать слова нужно по одному, чтобы слога разных слов не смешивались.
  • Также будет полезно улучшать внимательность и усидчивость ребенка в целом. В этом может помочь собирание пазлов, раскраска по номерам или конструкторы. 

Главным моментом во всех перечисленных упражнениях должна стать внимательность и доброжелательность родителя. Ребенка обязательно надо хвалить за его даже небольшие победы, исключить упреки. Также важно регулярно проводить такие занятия. Лучше делать упражнения каждый день по двадцать минут, чем весь воскресный вечер просидеть два часа за занятиями.

А что делать, если все описанные усилия не дают нужного результата? Ответ очевиден: следующим шагом будет обращение к специалисту дефектологу-психологу. Максимальные шансы на успех даст согласованная работа целой команды: родители – школьный учитель – специалист дефектолог-психолог. В этом случае школьный учитель может смотреть за успеваемостью ребенка в школе, отслеживая результаты терапии и обсуждая успехи с родителями, дефектолог – корректировать нарушение, а родители  - заниматься с ребенком дома, поддерживая его уверенность в своих силах.

К счастью, сегодня есть гораздо больше возможностей для помощи детям с дисграфией / дислексией, чем это было лет двадцать тому назад. Появляется все больше специалистов, изучающих эту проблему и не предлагающих лечить нарушение таблетками. Они не ставят крест на карьере ребенка с обозначенными проблемами, а помогают ему найти свое место в современном мире. 

На нашем сайте можно найти не только учителя общего профиля по школьным предметам, но и специалиста-дефектолога.

 

Комментарии:

Комментировать
    Нет комментариев

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться