Брать или не брать? Вот, в чем вопрос! К репетитору обращается (почти) безнадежный ученик

Брать или не брать? Вот, в чем вопрос! К репетитору обращается (почти) безнадежный ученик

Анатолий Жислин

РЕПЕТИТОР.РУ

Коллеги, в нашей компании разгорелась дискуссия. Накал страстей уже достиг шекспировского уровня. А все началось с того, что наша преподавательница (наша = зарегистрированная на Repetitor.ru) отказалась от запроса на занятия с ученицей. Случай отразился в моей переписке с репетитором. Имен приводить не буду: переписка была доверительной, к тому же, я воспроизвожу здесь ее не дословно и не полностью. Нам очень важно знать, как бы вы решили вопрос, вынесенный в заголовок. В качестве спойлера: мой ответ на поставленный вопрос - да. Однако, среди наших сотрудников нашлись те, кто ответил иначе. 

Если кто-то из вас поделится аналогичными случаями из собственной практики, то будет просто прекрасно!

Случай из жизни

Итак, наша преподавательница, репетитор по английскому языку получила заказ на занятия. Цель – подготовка к ЕГЭ. Клиентка (она же ученица) не школьница 10- 11 классов (как обычно бывает в таких заказах), а девушка чуть постарше. Вот, что она сообщила о себе в заказе:

Девушка, 20 лет. Не студентка, но планирую. Английский понимаю довольно хорошо, проблема с временами и построением предложений

Другие параметры этого заказа:

место занятий – у репетитора дома, продолжительность урока 60 минут, частота занятий раз в неделю.

Существенно, что все это происходит в первых числах апреля, так что вы понимаете, сколько времени осталось до поставленной клиентом цели – подготовиться к ЕГЭ.

Заказ не был принят репетитором

Именно так, заказ не был принят, хоть он формально не противоречил анкете репетитора.

Мы решили проанализировать мотивы отказа, вступили в переписку с репетитором. Отвечая на мой вопрос о причинах отказа, репетитор сообщила:

За один урок в неделю выучить нужный объем материала невероятно сложно. Человек взрослый, у него нет, например, школьных уроков для того, чтобы получать знания оттуда…. Девушка планирует заниматься один час… Я не успею дать человеку все, что ему нужно для успешной сдачи. Думаю, вы и сами понимаете, что английский язык - это не русский, к которому люди готовятся за год-два до сдачи, параллельно обучаясь в школе.

А вот выдержка из моего последующего письма преподавательнице. Разумеется, я  высказываю в моем ответе всего лишь собственное мнение. Правда, я умею его высказывать только в форме твердого убеждения: что поделать, долгие годы преподавательской работы вызвали профессиональную деформацию, так что, если кому-то форма моего высказывания покажется слишком поучительной, то простите и считайте, что там через строчку расставлены оговорки IMHO))

Заказ этот стоило взять. Из краткого сообщения девушки следует (с высокой степенью вероятности), что у нее на хорошем уровне практические навыки (скорей всего, говорение и аудирование) и далеко не блестяще обстоит дело с грамматикой. Это не такая редкая ситуация. Подавляющее большинство населения вокруг нас именно так владеют родным языком (попробуйте, спросить у десяти случайно подобранных взрослых, для которых русский язык родной, какие они знают части речи и какие им известны члены предложения - результат может удручить, но при этом все респонденты владеют русским свободно).

Разумеется, подготовка такого ученика к экзамену, насыщенному именно грамматическим тестами, дело трудоемкое, но не безнадежное. Правда, велика вероятность, что интенсивность занятий придется пересмотреть (не раз в неделю, а чаще), но это все решается в последующей работе с учеником. Этот план вполне мог бы сработать: ведь ученик - взрослый и мотивированный человек.

В качестве дополнения. У меня в памяти конкретный случай. Сын нашей сотрудницы (она преподаватель английского очень высокой квалификации - DELTA). Сейчас он уже учится в университете, но я его наблюдаю с рождения. Английским занимался с раннего детства, многократно ездил за границу в языковые лагеря, общался с носителями абсолютно без проблем и даже сам в отдельных случаях сходил за носителя, но в голове была полная чехарда по грамматике и при этом парень просто не понимал, чего от него хотят, если у него и так свободный английский. Только в одиннадцатом классе, в результате серьезных батальных сцен дома он понял, что с ним будет, если он явится на ЕГЭ со своим Fluent Spoken English, но без грамматики, и позволил собственной маме позаниматься в качестве репетитора с собой, любимым)). Все обошлось благополучно: результат на ЕГЭ был вполне достойным.

И последнее. Если мотивом для отказа являются неуверенность преподавателя в достижимости заявленной клиентом цели и связанные с этим опасения за свою репутацию, то это не всегда хорошо и правильно. Чем-то напоминает врача, который не хочет лечить "неперспективного" пациента (вдруг, лечение закончится плачевно...) Стоит информировать клиента о его текущих шансах на достижение результата, своевременно обсудить с ним необходимость изменения тактики - это может быть как повышение интенсивности работы, так и отказ от продолжения занятий, если становится понятна нецелесообразность дальнейшей траты денег клиента и вашего с ним времени. Кстати, если такая отмена случается после небольшого количества уроков, то у нас применяется перерасчет комиссии с частичным возвратом - смотрите внимательно Правила.

И все-так, брать или не брать?

Наша переписка продолжилась, но от дальнейшего цитирования я здесь воздержусь. Меня очень интересует мнение коллег-репетиторов относительно таких рискованных (сознательно употребляю это слово без иронии, без кавычек) заказов. Как вы решаете этот почти гамлетовский вопрос. Брать или не брать?

Свой ответ я уже дал, он читается в приведенной переписке, но хочу кое-что добавить.

Риск дело благородное. Мне кажется, что профессионал может себе позволить пойти на разумный риск и не делать трагедии из неудачи, если она случится.

Ну, а возвращаясь к конкретной ситуации, из-за которой развернулся наш диалог с репетитором, я вижу несколько возможных вариантов развития событий, если бы заказ был принят.. 

  • Ученица могла бы прийти к выводу о том, что интенсивность занятий нужно резко увеличить. Если у нее действительно приличные навыки понимания, то ее совместные с преподавателем усилия могли бы дать результат. К тому же, мотивация порой творит чудеса. А еще, нужно учесть, что взрослые, имевшие предшествующий опыт изучения языка, очень часто «на всякий случай» занижают свой уровень, обращаясь к новому преподавателю за продолжением занятий. Так что заявление ученицы о том, что с грамматикой плохо, хорошо было бы проверить.

  • Недостижимость цели ­– подготовиться к ЕГЭ в столь ударные сроки ­­– могла бы привести к тому, что ученица осталась с преподавателем и после неудачной попытки выйти на экзамен – для того, чтобы в более реалистичном режиме подготовиться к сдаче экзамена через год. Согласитесь, это далеко не худший вариант.

  • Ну, а если судьба заказа оказалась бы печальной (например, прекращение занятий после двух-трех уроков), то и это все же трагедия: в наших Правилах есть - и прекрасно работает -  положение о перерасчете комиссии в случае, если причиной для прекращения курса стали обстоятельства клиента. Это был бы как раз такой случай.

Обратите внимание: во всех трех вариантах я исхожу из того, что ученица осознанно участвует в определении судьбы своих занятий. 

Коллеги, не осуждайте меня за то, что я, обращаясь к репетиторскому сообществу с вопросом «Брать или не брать?», свой ответ уже по сути дал. Не думайте, что я жду исключительно вашей поддержки мой позиции. Точнее так: буду рад, если кто-то поддержит, но меня очень интересуют мнения и тех, кто со мной не согласен.

Комментарии:

Комментировать
  • Дейнекина Наталья Андреевна
    21.04.2024 19:51
    Я бы согласилась на заказ. Но начала бы занятия с пробного тестирования или проверочной работы. Если большие сомнения, то даже бесплатно. И по результатам тестирования можно выстраивать траекторию занятий. Предложить увеличить число занятий, или увеличить объём самостоятельной работы, если нет возможности проводить занятия. Или действительно предложить начать заниматься, но перенести экзамен на год.
  • Поликарпов Александр Валерьевич
    03.05.2024 23:17
    Спасибо за статью! С врачом получился отличный пример.

Вы репетитор и хотите сотрудничать?

  • Правила

    Изучите правила сотрудничества
    Открыть правила
  • Регистрация

    Создайте профиль на сайте
  • Анкета

    Создайте анкету
  • Отклики

    Отвечайте на заявки учеников
  • Занятия

    Занимайтесь с учениками
Зарегистрироваться